
Главный принцип – не навязывать своих порядков: как Красная армия освобождала Европу

В 1944 году Красная армия вышла к границам СССР. Фактически территория Советского Союза была освобождена, за исключением разве что Курляндского полуострова.
«В плену находились многие тысячи советских солдат и угнанные на работы мирные жители СССР – они были принуждены нацистами к рабскому труду. Гитлер вынашивал планы реванша, а немецкая армия еще была сильна и насчитывала миллионы солдат. Предстояло сделать еще очень многое для разгрома нацистского зверя. К тому же, в случае окончательного краха, Германия планировала сдаться союзникам – США и Англии, чтобы вместе с ними воевать против Советского Союза», – отмечает главный специалист Национального центра исторической памяти при президенте РФ Дмитрий Суржик.
В летнюю кампанию 1944 года советские войска провели ряд крупных операций по окружению и разгрому немецких группировок. В ходе этих операций Красной армии удалось уничтожить около 127 дивизий противника. Итогом стало крушение обороны гитлеровских войск от Западной Двины до Черного моря шириной 2200 км. В наступательных операциях Красной армии приняли участие все двенадцать фронтов, созданные в годы Великой Отечественной войны, а также Северный, Балтийский и Черноморский флоты, озерные и речные флотилии.
Суржик напомнил, что успехи советских войск и войск армий союзников по антигитлеровской коалиции привели к тому, что в оккупированных Германией странах активизировалось движение Сопротивления, а союзники Гитлера начали искать контакты с англо-американскими спецслужбами.
Никакого торга
Согласно материалам, которые есть в распоряжении историков, вопрос освобождения запредельных территорий заранее продумывался.
«Речь никогда не шла о том, чтобы остановиться на границе. Пока враг не уничтожен, он не побежден. Никакого торга тут быть не могло. Все оккупированные нацистами страны должны были быть освобождены физически и идеологически. Между тем это колоссальная по своим масштабам территория – миллион квадратных километров, 11 стран, свыше 113 миллионов человек», – сообщил ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Сергей Кудряшов.
Он добавил, что для подобной операции потребовались очень большие силы: около семи миллионов советских солдат и офицеров освобождали Европу.
Впервые с начала войны войска Красной армии перешли границу другого государства в марте 1944 года. Силы под общим командованием Ивана Конева форсировали реку Прут и вступили на территорию Румынии. Так началось освобождение Восточной Европы Красной армией.
Разъяснить цели
По словам Сергея Кудряшова, в каждом регионе и стране были разные ситуации. С антинацистским руководством оккупированных стран заключались договоры о действиях советских войск, послевоенном устройстве и восстановлении. Стоит отметить, что Советское правительство контактировало с руководством Чехословакии (к тому моменту немцы разделили Чехию и Словакию на отдельные территории), которое в то время находилось в изгнании в Лондоне. Сложнее было со странами-сателлитами нацистской Германии. Там стояли как национальные войска, так и немецкие части. Как следствие, предстояли тяжелые и кровопролитные сражения, опираться приходилось на антифашистов в каждом конкретном регионе.
«Потому и было важно принять ряд законов, чтобы разъяснить цели СССР и побудить эти национальные армии сложить оружие и перейти на сторону Советского Союза уже против Германии и обеспечить безопасность мирного населения, – продолжает Сергей Кудряшов. – Такие постановления Государственного комитета обороны СССР и директивы советов фронтов были приняты. В этих документах конкретизировались действия войск в той или иной стране. Главный принцип – не создавать органов советской власти, своих порядков не навязывать. Поддерживать местную власть, за исключением профашистских фракций и их пособников».
Проще говоря, каждая страна могла проводить демократические выборы. Только без признаков и участия нацистских и фашистских политиков.
Помощь населению
Кудряшов обратил внимание, что советские войска получили четкий приказ – вести себя по отношению к местным максимально корректно.
«Меня, как историка, удивило, что, например, в Румынии и Польше нашим танковым частям приказали максимально бережно относиться даже к местным дорогам. Это позволило сохранить их для налаживания послевоенной гражданской инфраструктуры. Кроме того, в каждой стране тыловые части Красной армии делились топливом, что было необходимо для поддержания нормального снабжения городов и восстановления местной экономики», – заявил Сергей Кудряшов.
Он подчеркнул, что местное население также снабжалось продуктами, а сильно пострадавший от войны Союз поставлял освобожденным странам множество товаров народного хозяйства для налаживания жизни.
«Это было важнейшей не только экономической, но и политической задачей, без которой было невозможно добиться построения будущих дружественных отношений с восточноевропейскими народами. Необходимо было обеспечить продуктами питания детей, стариков и женщин городов Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Австрии и самой Германии», – подчеркивает Дмитрий Суржик.
Об отношении жителей к Красной армии как освободительной говорит, например, и тот факт, что «несмотря на строгий приказ немецкого командования об обязательной эвакуации всего австрийского населения, жители в своем большинстве остаются на местах».
«Это наглядно показывает, что австрийцы не опасались наступления Красной армии, не считали, что советские солдаты представляют опасность для них», – обращает внимание Суржик.
Так, в донесении заместителю народного комиссара обороны СССР генералу армии Николаю Булганину от замначальника Главного политуправления Красной армии генерал-лейтенанта Иосифа Шикина от 14 апреля 1945 года указывается, что австрийское население относится к красноармейцам лояльно. В частности, в документе сказано: «При вызове жителей на работы является обычно больше людей, чем требуется. Многие австрийцы предлагают свои услуги воинским частям, помогают выявлять квалифицированных рабочих для ремонта дорог, мостов и тому подобному».
Вместе с партизанами
Специфическая ситуация сложилась в Югославии, которая была разделена захватчиками и находилась под властью оккупантов и их пособников. У партизанских частей не было тяжелого вооружения, техники, тех же танков и пушек. Они попросили Красную армию помочь в освобождении Белграда. Наши войска помогли. Столица Югославии стала свободной, хотя пришлось пройти много сложных боев.
«Благодаря помощи и участию национально-освободительной армии Югославии, потери были относительно небольшие – около четырех тысяч человек. У немцев в десять раз больше», – констатирует Кудряшов.
Самые тяжелые бои шли на территории Венгрии. Сражение за Будапешт во многом сопоставимо по своему размаху с битвой за Берлин.
Встречали цветами
В ходе освобождения Болгарии воинов Красной армии местные жители встречали цветами и красными флагами. А 8-9 сентября 1944 года болгарские коммунисты и их сторонники совершили в стране государственный переворот и сформировали правительство Отечественного фронта. Болгария обнародовала решение об объявлении войны Германии.
Как отметил Дмитрий Суржик, уже 10 сентября правительство Отечественного фронта объявило о расформировании полиции, жандармерии, роспуске фашистских организаций и создании народной милиции. Также было объявлено о создании Болгарской народной армии, в состав которой были включены бойцы партизанских отрядов и боевых групп, активисты движения Сопротивления и добровольцы.
«Советские войска прошли по болгарской территории, не нарушая деятельность органов местных властей и не разоружая болгарскую армию. Население встречало Красную армию восторженно. Об этом прямо свидетельствуют публикации в болгарских газетах, в которых прямо говорится, что Красная армия – освободительница», – упоминает Суржик.
Последний рубеж
Завершающим этапом освобождения Европы стало спасение Чехословакии. В западной историографии нередко обсуждается версия того, что Прагу освобождали не войска Красной армии, а власовцы (Русская освободительная армия (РОА), антисоветские формирования под предводительством пособника нацистов, предателя генерала Андрея Власова).
«В момент пражского освободительного восстания мимо Праги проходила власовская дивизия. Она была сформирована немецким командованием и послана на фронт, но власовцы отступили, надеясь сдаться американцам, – говорит Сергей Кудряшов. – Узнав о восстании, они заняли ближайший аэродром и несколько зданий, надеясь на снисхождение, но столкнулись с неприятием со стороны восставших. Власовцы, узнав о подходе армии маршала Конева, предпочли как можно скорее бежать на запад. Так что никак в освобождении Праги они не помогали».
Он добавил, что сбежать у Власова и остальных предателей не вышло. Двенадцатого мая 1945 года генерала арестовала контрразведка СМЕРШ («Смерть шпионам» – название ряда независимых друг от друга контрразведывательных организаций СССР) на территории Чехословакии. Первого августа 1946 года Власова и его главных пособников повесили в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.
Кудряшов отметил, что главное в битве за освобождение Чехословакии было даже не освобождении самой столицы – Праги, а в разгроме армии вермахта группы «Центр». В ее состав на тот момент входило почти 900 тысяч солдат и офицеров, под командованием последнего главнокомандующего Сухопутными войсками Третьего рейха, генерал-фельдмаршала Фердинанда Шёрнера. Германия уже капитулировала, но он отказывался сдаваться и продолжал воевать. Однако немецкий фельдмаршал в итоге сбежал к американцам переодевшись в одежду баварского крестьянина.
Пражская стратегическая наступательная операция завершилась 11 мая 1945 года. Это было последнее крупное сражение с участием Красной армии в Европе в ходе Великой Отечественной войны. Проведена силами трех фронтов – Первого Украинского маршала Ивана Конева, Второго Украинского маршала Родиона Малиновского и Четвертого Украинского генерала Андрея Еременко. Эта операция была одной из самых успешных и быстротекущих за историю войны.
Цель – спасти людей
Сергей Кудряшов обратил внимание, что Красная армия не была завоевательницей.
«У Союза были свои огромные территории, которые надо было восстанавливать после войны. Задача захвата территорий европейских стран и навязывание там своих законов не стояла. Это просто было не нужно. Красная армия пришла раздавить нацистов и спасти людей, которые оказались в оккупации Рейха и его пособников», – констатировал эксперт.
Он добавил, что советские военные комендатуры действовали на территории спасенных стран до того момента, пока там не создавались свободные от нацистской идеологии органы местной власти.
Дмитрий Суржик напомнил, что все освобожденные страны, включая Германию, получали масштабную гуманитарную помощь от Советского Союза.
Публикации зарубежной прессы о ненависти советских людей к немцам Иосиф Сталин назвал «глупой брехней» и «неумной клеветой», отметив, что немецко-фашистских оккупантов красноармейцы уничтожают не из-за их национальной принадлежности, а потому, что они хотят поработить нашу родину. Он призвал не отождествлять «клику Гитлера с германским народом, с германским государством», особо отметив, что «гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское – остается».