Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Стресс-тест на эмпатию: «Петербург-концерт» приглашает на новый экспериментальный спектакль

Мероприятие запланировано на 13 апреля
Фото: предоставлено пресс-службой «Петербург-концерта»

В Екатерининском собрании 13 апреля состоится уникальная премьера: зрителям представят проект «Наводнение. 1824» (16+) – спектакль-перформанс синтетического жанра, объединяющий музыку, элементы иммерсивного театра, архивные документы и цифровые технологии.

Трагический сюжет через призму современного искусства. Эксперимент команды «Петербург-концерта» призван не просто погрузить публику в атмосферу того времени, хотя организаторы обещают, что погружение будет зрелищным, глубоким и эмоционально хлёстким.

«Мы хотим предложить нашему зрителю нетривиальный подход к изучению истории: через попытку проживания чувств людей – очевидцев и участников, жертв, спасшихся, спасенных и тех, кому было суждено взять на себя ответственность за спасение тысяч, – комментирует продюсер проекта, генеральный директор «Петербург-концерта» Екатерина Артюшкина. – Через исследование документальных свидетельств и художественных преданий, на языке образов, невероятной музыки, искусства современного танца, иммерсивного театра, с помощью цифровых технологий визуализации истории мы будем говорить с молодыми зрителями о душе Петербурга и о том, как она отражается в каждом из нас. И это будет не обычный концерт или спектакль, а именно синтетический формат на стыке направлений и жанров, креативный, музыкальный, эмоционально насыщенный».

По словам организаторов, представление станет для зрителей своеобразным стресс-тестом на эмпатию.

«Я уже считаюсь человеком дамбы, но даже такие детские воспоминания, как незначительный подъем уровня воды в Карповке, навсегда врезались в память. Меня всегда поражало, что сила стихии может определять планы человека на день. А тут – представьте: город, улицы, по которым ходили люди, ездили кареты, оказался под четырехметровой толщей бурлящей ледяной воды, несущейся и сокрушающей на своем пути все... Для проекта «Наводнение.1824» мы изучили множество архивных материалов, литературных произведений, дневников и писем, подобрали особенное музыкальное сопровождение, которое позволит зрителю воссоздать в своем воображении масштаб той далекой трагедии и ужас, который испытали петербуржцы. Я, надеюсь, что наш проект непременно вызовет у людей живые эмоции, потому что замысел изначально был именно в том, чтобы воздействовать на душевные глубины. Благодаря сложному формату зрители получат персональный эмоциональный опыт проживания истории – нашего города, нашей страны, частью которой по большому счету все мы являемся», – отметила автор идеи и куратор проекта Варвара Стрижак.

Отголоски роковых событий живут не только в трещинах стен, но и в судьбах людей. Для одних наводнение стало мистическим знаком свыше, для других – толчком к перерождению: духовному прозрению и технологическому рывку. Третьи же видели в потопе связь с эпохой Александра I, чьё правление окутано тайнами.

«Как петербуржцы того времени преодолели те катастрофические обстоятельства, что поняли, в чем изменились, что потеряли и приобрели, и главное – какие осознания оставили нам в наследство – вот вопросы, на которые очень хотелось бы найти или хотя бы нащупать ответ в этом проекте, чтобы лучше понять себя и свою собственную историю», – поделилась автор сценария и режиссер Марина Сень.

Изначально задуманный как хоррор-концерт проект эволюционировал в масштабный многожанровый музыкальный спектакль, где документальные свидетельства – письма, дневники, газетные статьи – переплетаются с исполнением фрагментов произведений Шостаковича, Шнитке, Чайковского и зарубежных авторов: чувства обретут не только цвета, но и звучание.

«Я получил от режиссёра вполне понятные, выраженные «музыкантским языком», вводные: здесь должно быть быстро и страшно, а тут красиво, но скорбно. А здесь что-то вроде Баха, но не Бах. И так далее. И у меня сразу внутри звучат референсы, так как музыканты, как правило, очень устойчиво ассоциируют звук и эмоцию», – подчеркнул заслуженный артист России, художественный руководитель камерного оркестра «Дивертисмент» Илья Иофф.

Видеопроекции создадут эффект бушующей стихии. Контент разработан сотрудником медиацентра «Петербург-концерта» Фёдором Поповым. Декорации, напоминающие паруса и корабли, станут символами как спасительной надежды, так и разрушительной волны. Сами зрители ощутят себя в центре сценического действа, благодаря нестандартной рассадке в зале и отсутствию классической сцены.

Более 60 артистов разных жанров примут участие в постановке.

«Проект, в котором объединены разные коллективы «Петербург-концерта» для создания уникального творческого продукта, где есть место и классике, и суперсовременным форматам, сразу стал творческим вызовом. Вероятно, это будет первый спектакль в репертуаре, в котором не только мастерство артистов, но и сама многожанровость как художественный прием будет работать на раскрытие творческой идеи – оживить и осмыслить события далекой истории нашего города», – отметил руководитель центра развития проектов современной хореографии «Каннон Данс» Вадим Каспаров.

«Наводнение. 1824» – это не просто спектакль, а диалог эпох. Экспериментальную постановку, над которой работала большая творческая команда, планируют повторить в июне, и, возможно, в дальнейшем она будет включена в афишу «Петербург-концерта». Как заметила Екатерина Артюшкина, «у души Петербурга есть уникальная способность объединять прошлое, настоящее и будущее в единую партитуру, где каждый голос важен».

Тех, кто готов пройти через эмоциональный шторм, ждут 13 апреля в Екатерининском собрании. Возможно, это шанс не только вспомнить историю, но и ощутить себя частью города на Неве.