
Алексей Белов: «Есть надежда, что Рига откажется от этих планов»

Накануне российская Служба внешней разведки (СВР) заявила, что латвийские власти собираются «массово уничтожать» монументы на братских могилах советских солдат, расположенных на территории страны. Властям Латвии это нужно, чтобы омрачить России празднование 80-летия Победы над нацистами, считают в СВР.
«Как подсказывает опыт, сообщения от СВР никогда не делаются на пустом месте. То есть такие планы у Риги, скорее всего, имеются. Есть надежда, что публичное раскрытие этих планов притормозит их реализацию вандалами, и в итоге латвийские власти откажутся от них – по крайней мере, сейчас. Думаю, именно на такое развитие событий направлено сообщение от СВР, – считает политолог Алексей Белов. – К сожалению, никаких иных рычагов воздействия на Латвию у России сегодня просто нет. Если они захотят осквернить мемориалы и кладбища на своей территории, они это сделают, и им будет все равно, что мы об этом думаем. Сегодня Россия никак не способна повлиять на гуманитарную политику, проводимую Западом».
Также нам придется признать еще один прискорбный факт, добавил он.
«Он состоит в том, что 80 лет назад мы воевали не с Гитлером и не с Третьим рейхом, а с Европой как таковой. То есть мы воевали с народами, которые до сих пор продолжают испытывать к нам недружественные чувства. С тех пор ничего особо не изменилось, – говорит аналитик. – На сегодня мы уже практически отказались от исторической концепции «порабощенных народов Европы», которые мы якобы освободили. Не было там никакого порабощения! Многие европейцы прекрасно жили при фашистах, и никаких концлагерей в условной Бельгии не было и в помине. Зато бельгийские легионы присутствовали на Восточном фронте».
Едва ли не единственным народом в Европе, который реально массово сражался против фашистов, были югославы, напомнил он.
«Все остальные европейцы, с большей или меньшей степенью добровольности, прекрасно существовали под оккупацией Третьего рейха, и их все устраивало. Немецкая оккупация не мешала чехам трудиться на танковых заводах, а французам – пить шампанское с германскими офицерами и создавать батальоны для отправки на Восточный фронт. То же самое можно сказать об испанцах, румынах, венграх, болгарах и многих других. Недавно, кстати, глава МИД РФ Сергей Лавров вспоминал об испанских и французских легионах, принимавших участие в блокаде Ленинграда», – говорит политолог.
Сам факт, что латвийцы готовы учинить массовое надругательство над могилами наших солдат, никого не должен удивлять, говорит он.
«Мы для прибалтов, как и для Европы вообще, – не освободители от фашизма. Просто, с их точки зрения, их вовсе и не требовалось освобождать от оккупации, у них и так под немцами все было нормально. Даже поляки, сформировавшие в 1940-х при помощи британцев Армию Крайову, сегодня предпочитают считать, что «при немцах они жили вполне нормально». Более того, они уверены, что их предки вовсе не хотели менять немецкую оккупацию на советскую. А мы, к сожалению, почти 80 лет убеждали сами себя, что европейские народы были «несчастными и порабощенными, а мы их освободили». А ведь в Европе в конце 1930-х – начале 1940-х очень многие разделяли расовые и шовинистические идеи Гитлера, и они популярны там до сих пор», – говорит аналитик.
Для латвийцев массовый снос мемориалов – прекрасный повод в очередной раз «подчистить» собственную историю, говорит он.
«Нужно четко понимать: в сегодняшнем мире ты можешь влиять только на то, что сам непосредственно контролируешь. Если вы хотите, чтобы в какой-то стране гуманитарная политика соответствовала вашим представлениям о гуманизме, вы должны контролировать эту страну. А если вы ее не контролируете, то и повлиять на ее политику вы никак не можете. Единственная страна, которая изобрела способ проникновения в другие страны извне, избегая вооруженного нападения, – это США и их соросовская система НКО и различных фондов. Правда, сейчас команда Трампа намеренно развалила агентство USAID, занимавшееся проецированием «мягкой силы» США на весь мир. Больше никто в мире ничего подобного не изобрел, и Россия в том числе. Поэтому наш МИД сколько угодно может выражать «глубокую озабоченность» вандализмом соседей, это их все равно не остановит», – заключил Алексей Белов.