Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Михаил Пиотровский: «Образ императора обогащается»

Генеральный директор Государственного Эрмитажа и почетный гражданин Петербурга рассказал, в чем состоит миссия Института Петра Великого, которым руководила Инна Свидерская
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

 Михаил Борисович, Институту Петра Великого 15 лет, а Институту Наполеона в Париже – более 100. Почему мы так запоздали?

– Я думаю, что именно тогда настал момент переосмысления нашей истории вообще и истории Санкт-Петербурга в частности.

Что касается Института Наполеона, то во Франции всегда все преувеличивают. Например, сейчас громче и громче звучат голоса тех, кто говорит, что Лувр разрушается. Такие заявления делаются для того, чтобы получить дополнительные деньги, потому что на самом деле с ним все в порядке.

Так что мы всегда все делаем вовремя. Именно сейчас появилась необходимость вернуться к Петру I, фигура которого до сих пор воспринимается неоднозначно.

 Нам нужно было представить свое видение первого императора?

– Смысл не в том, чтобы противостоять всяким мифам. Просто надо было еще раз осознать, кто такой Петр I как историческая личность и каково его место в контексте истории.

Сегодня император, который был удивительно яркой и многогранной личностью, существует в нескольких ипостасях. Петр – и великий реформатор, и великий кровопийца, построивший город на костях. Петр – западник, что хорошо, и Петр, принесший нам Запад, что плохо.

Первый император был причастен практически ко всему, что окружает нас в современной жизни. Сегодня нужен новый подход в осмыслении его деятельности, потому что возникает очень много животрепещущих вопросов. Это нужно исследовать снова и снова, так как наука бесконечна.

Кроме того, есть образ Петра I. Он существует в нашем городе и развивается преемниками уже после его смерти. Особенно много занимался этим Николай I. Да и все другие императоры создавали образы Петра Великого в соответствии с тем временем, в котором они жили, и нередко его возвеличивали. У всех своя картина, и нам действительно нужно было посмотреть на него по-новому. В этом смысл миссии института. Как сугубо научное учреждение, он мог серьезно подойти к представлению своей истории. А с другой стороны, проследить, как образ Петра воплощается в современной России.

 Вы имеете в виду в том числе программы института, посвященные петровским городам и памятникам?

– Это была совершенно замечательная инициатива института! Вдруг выяснилось, что у нас огромное количество городов, которые связаны с Петром I. На первый взгляд могло показаться, что это просто привязка к его имени. На самом деле она оказалась очень важной, потому что есть небольшие города, у которых ничего другого, кроме этого, нет. И только благодаря Петру они оказались в одной команде и смогли почувствовать себя частью российской истории.

То же самое со всеми другими всеохватными петровскими делами. Созданный институтом «Свод петровских памятников России и Европы» показывает, какое огромное количество объектов в нашей стране связано с именем и деятельностью первого российского императора. Петровские места есть повсюду в мире.

Все это вместе дает возможность взглянуть из дня сегодняшнего на то, что, где и каким образом на самом деле создал Петр Великий.

Это очень интересно и важно, потому что историю надо все время возобновлять, особенно в ее популярной форме. А для этого нужны серьезные научные изыскания, на основе которых появится новая информация и новые подходы.

 Например, можно создать туристический маршрут по петровским местам?

– Конечно, любые изыскания должны переходить в практическую плоскость. И я думаю, что частично такие маршруты, наверное, есть. Но это уже дело не института, а туристических компаний, которые, пользуясь его наработками и спрашивая совета у специалистов, могли бы предложить такие путешествия.

Считаю, они были бы безумно интересны туристам и привлекли бы в Петербург еще больше гостей. Я всячески поддерживаю такую идею, потому что это действительно хорошая возможность рассказать людям много нового.

В Эрмитаже по традиции не только открываются ежегодные конгрессы петровских городов – в музее есть и целая галерея, носящая имя Петра.

В Дни Эрмитажа, которые прошли в декабре прошлого года, мы открыли новые залы постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». Это важная часть эрмитажной жизни, сохраняющая и формирующая память о первом российском императоре. Здесь мы каждый раз по-разному рассказываем о Великом Петре: то он царь-плотник, то щеголь в Париже, то ученый-академик, исследующий Каспийское море.

Новые залы галереи повествуют о том, как последовательницы Петра развивали все то, что он придумал. При них, начиная с Екатерины I и заканчивая Екатериной II, создано было очень многое, Россия сформировалась именно тогда.

 На ваш взгляд, можно ли сегодня найти что-то новое, связанное с Петром Великим? Будь то документальное свидетельство или предмет.

– Конечно. Такие находки есть, и их надо тщательнейшим образом исследовать. Например, почерк Петра безумно нечитаем. И только сейчас с помощью разных электронных приспособлений мы научились его хорошо разбирать.

Реставраторы Эрмитажа нашли уникальную надпись, собственноручно оставленную Петром I на сделанном им же паникадиле – церковной люстре со множеством источников света. В ней он благодарит за исцеление на олонецких марциальных водах. Эта находка стала подарком всем участникам Петровского конгресса 2023 года.

Сегодня на наших глазах образ императора постоянно обогащается во многом благодаря той деятельности, которую проводит Институт Петра Великого. Он совмещает науку и публицистику, сохранение памяти и популяризацию истории. Так что открытия обязательно будут.