Николай Кашин: «Армия превращает мальчиков в мужчин»

С 1 апреля, согласно Указу президента России, начинается весенний призыв. Около 150 тысяч ребят со всей страны наденут военную форму и вольются в ряды Вооружённых сил, чтобы отдать долг Родине. Среди них будут и три тысяч призывников из Санкт-Петербурга. Это немногим более двенадцати процентов от общего числа молодых людей призывного возраста в Северной столице. Моё мнение – этим ребятам повезло. Говорю это как человек, начинавший своё служение Родине срочником, и затем отдавший много лет защите интересов и безопасности России.
Для меня и моих друзей долг перед Отечеством – это были и есть не просто красивые слова. Нас так воспитывали. Прививали это чувство с детства. В детском доме, где я жил, потом в школе, училище, техникуме.
На это работал и кинематограф. Вспомните замечательные фильмы «Максим Перепелица» или «В зоне особого внимания», после которого каждый второй мальчишка мечтал служить в ВДВ. Они все формировали в нас определённый настрой, внушали, что армейская служба – наш мужской долг.
В наше время было стыдно не пойти служить. Помню, в учебке в одном взводе со мной оказался парень из отдалённого сибирского села. Позже его отправили в другую часть – для нашей он не подошёл по состоянию здоровья. Оказалось – у него была болезнь, по которой вообще могли комиссовать. И как-то вечером я его спросил: «Зачем же ты с таким диагнозом пошёл в армию?» – «Если не отслужу – со мной ни одна девчонка гулять не пойдёт!» – был его ответ. Вот так. Не служил – не мужик.
Уже в учебке между нами начали зарождаться настоящая мужская дружба и товарищество. В любой ситуации мы готовы были прийти друг другу на помощь. Армейская служба сформировала нас окончательно. И чем дальше от меня те дни, тем с большей теплотой вспоминаю о них.
Помню, через много лет после своей службы по призыву, в Чечне с уважением смотрел на парней-срочников, которые, стиснув зубы, шли вперёд, тащили на себе оружие, боезапас и отдавали все силы на выполнение задачи. Это были уже не мальчики – мужчины.
Мы служили два года. Сегодня, в условиях постепенного перехода Вооружённых сил на профессиональную основу, – год. Он пролетит мгновенно. Курс молодого бойца, учебка – и почти полгода за спиной. А тут и дембель не за горами, по прежним меркам – старослужащий. По простому – «дед».
Поверьте, после выхода в запас на многие вещи смотришь иначе. А пройдёт не так много времени – и пережитые тяготы военной службы будут вспоминаться с теплотой. Но навсегда останется армейская закалка.