«Наши инициативы – основа развития детей»: уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Анна Митянина рассказала о работе над актуальными задачами

– Анна Владимировна, 2024-й, объявленный Годом семьи, перешел в ее пятилетие. Национальный проект «Семья» стартовал с 1 января 2025 года. Как вы оцениваете такую поддержку в нашем городе?
– В структуру национального проекта вошли пять федеральных проектов: «Многодетная семья», «Поддержка семьи», «Охрана материнства и детства», «Старшее поколение», «Семейные ценности и инфраструктура культуры». Среди особых мер поддержки хотелось бы выделить продление программы материнского капитала до 2030 года, программы «Семейная ипотека» для семей с детьми – до 2030 года, оснащение и переоснащение 120 перинатальных центров в 2025-2027 годах. А также продление программы «Пушкинская карта» до 2030 года.
Напомню, что Петербург стал первым в России регионом, где отменили плату за детские сады. Также в нашем городе распространили материнский капитал на третьего и всех последующих детей, организовали выдачу подарочных наборов новорожденным с техникой, необходимой молодым родителям. С 2025 года в Петербурге семьям с тремя и более детьми будут выплачивать по 550 тысяч рублей на погашение ипотеки.
Кроме того, принято решение о поддержке молодых мам, которые учатся очно, – они получат по 100 тысяч рублей. В городе создадут пункты проката предметов первой необходимости для новорожденных, расширят востребованную у петербургских семей услугу социальной няни.
Работа по национальному проекту «Семья» будет синхронизирована с мерами поддержки семей и детства из стратегической программы Петербурга «10 приоритетов». В ней собраны наиболее важные задачи, решение которых окажет существенное влияние на будущее Петербурга. В ее разработке участвовали не только ведущие ученые и специалисты разных отраслей, но и жители города. Программу одобрил и поддержал президент Российской Федерации.
Хочу заметить, что наши социальные программы, инициативы – это фундамент, основа развития наших детей, будущего Петербурга.
– В прошлом году также изменился статус многодетной семьи?
– Да, теперь указом президента «О мерах социальной поддержки многодетных семей» статус устанавливается бессрочно и расширяет право семей на предоставление мер социальной поддержки до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по очной форме обучения. Благодаря этим изменениям в законодательстве в 2024 году в Санкт-Петербурге оформлено 76 647 удостоверений многодетной семьи.
– Какие основные направления вашей работы перешли в 2025 год и остаются приоритетными?
– Это контроль за деятельностью районных комиссий по делам несовершеннолетних, работа по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, в том числе находящимся в кризисных состояниях, а также членам семей мобилизованных граждан.
Особое внимание у меня как у юриста вызывает проект по правовому просвещению.
Традиционно в фокусе – вопросы семьесберегающей политики, профилактики социального сиротства.
Также важна проактивная помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, содействие в расширении взаимодействия государственного сектора с социально ориентированными некоммерческими организациями.
– Как сегодня обстоит ситуация с местами в детских садах и школах?
– В 2024 году наблюдалось существенное снижение числа поступающих от граждан обращений, связанных с вопросами комплектования образовательных учреждений.
Не скрою, что проблемы получения мест в детских садах и школах в пешей доступности от места жительства ребенка долго оставались особо острыми для петербуржцев.
Положительная динамика здесь связана прежде всего с тем, что в 2024 году в Петербурге, по данным Комитета по образованию, было введено в строй рекордное количество объектов образования – 57 детских садов почти на 10,5 тысячи мест и 37 школ, рассчитанных на 28,8 тысячи учеников. Это нивелировало социальную напряженность среди родителей.
– Вы не раз подчеркивали недопустимость буллинга. Однако специалисты говорят, что полностью искоренить травлю в детских и подростковых коллективах практически невозможно. Почему?
– Действительно, поступает много обращений по вопросам, связанным со школьными конфликтами. При этом наметилась тенденция к тому, что дети стали выбирать крайне агрессивные способы буллинга. Подчеркну, что в данном случае доступность любого рода контента в интернет-пространстве играет не последнюю роль, самым негативным образом воздействуя на неокрепшую детскую психику.
Анализ поступающих обращений показал, что проблема урегулирования школьных конфликтов требует объединения усилий для ее решения.
Порой школьные конфликты настолько сложные, что разрешить их можно лишь при плотном взаимодействии и администрации школы, и классного руководителя, и медиатора, и школьного психолога, и родителей ребенка. В некоторых случаях требуется привлечение контролирующих школу органов.
Зачастую школы оказываются просто не в состоянии самостоятельно справиться с происходящими в их стенах столкновениями, в том числе из-за отсутствия методического сопровождения. За рекомендациями представители школьных администраций нередко идут к уполномоченному, минуя районные отделы образования, на которые возложен контроль и содействие деятельности образовательного учреждения.
– Можно привести какие-то примеры?
– К уполномоченному обратились директор и завуч по воспитательной работе одной из общеобразовательных школ. Они не могли своими силами урегулировать ситуацию, связанную с девиантным поведением одного из учеников. Проблема осложнялась нежеланием родителей ребенка идти на контакт со школой.
Постепенно при сопровождении специалистов аппарата уполномоченного и коллег на местах ситуация нормализовалась, взаимодействие школы с родителями было налажено, семье и ребенку оказали комплексную помощь.
– Как детский правозащитник может помочь семьям участников специальной военной операции?
– Сотрудники отделов социальной защиты районных администраций совместно с учреждениями социального обслуживания сопровождают семьи мобилизованных граждан с первых дней призыва. Они максимально оперативно рассматривают каждый случай, составляют паспорт семьи и индивидуальную программу ее сопровождения, исходя из потребностей.
За каждой семьей закреплен социальный куратор, который взаимодействует с семьей, исполнительными органами государственной власти и учреждениями.
Помощь оказывается самая разнообразная: юридическая, психологическая, гуманитарная. Семье содействуют в получении документов, помогают решать бытовые проблемы. Для повышения информированности жителей города, имеющих отношение к данной категории, организована горячая линия по вопросам получения социальных услуг.
– Как вы оцениваете поддержку семей воинов со стороны города?
– Помимо федеральных мер поддержки военнослужащих постановлением правительства Петербурга предусмотрен целый ряд региональных мер социальной поддержки для членов семей участников специальной военной операции, в том числе для пасынков и падчериц. Это обеспечение детей питанием в государственных образовательных организациях, бесплатный проезд в городском транспорте и многое другое.
– Вы недавно заострили внимание на необходимости психологической поддержки детей из семей участников спецоперации.
– Тема социально-психологического сопровождения семей и детей военнослужащих остается недостаточно изученной. Готовых психологических методик и технологий нет. К их разработке необходимо привлекать специалистов не только социальной сферы, но и здравоохранения, образования.
Важным направлением работы уполномоченного при взаимодействии с семьями участников спецоперации стала организация психологической поддержки, особенно в ситуациях горя и утраты.
Хочу отметить, что пока не во всех центрах социальной помощи семье и детям открыты отдельные структурные подразделения социально-психологического сопровождения семей с детьми участников СВО. Считаю необходимым рассмотреть возможность создания таких отделений в составе центров социальной помощи семье и детям во всех районах нашего города.
– Как можно попасть на прием к детскому правозащитнику?
– Очные приемы детский уполномоченный ведет без записи, попасть на них может любой желающий, в том числе и граждане России из других регионов, и находящиеся в Петербурге иностранные граждане, и люди без гражданства.
Кроме того, внедряется инициатива, которую предложили мы и поддержал прокурор Петербурга Виктор Мельник. По ней сотрудников районных прокуратур привлекают к участию в еженедельных приемах детского правозащитника на площадках администраций районов.
Значимая помощь семьям участников спецоперации – полная оплата за счет средств бюджета Санкт-Петербурга путевок в детские организации отдыха. В 2024 году 2189 детей этой категории побывали в загородных лагерях на территории Ленинградской области, Краснодарского края, Республики Крым и других регионов Российской Федерации.
За 2024 год уполномоченный по правам ребенка в Петербурге и специалисты аппарата рассмотрели более 2,6 тысячи обращений. На личные консультации пришли более 650 человек.
Накануне председатель Законодательного собрания Александр Бельский вручил Анне Митяниной удостоверение на второй срок полномочий.