Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

Ученые презентовали коллективную монографию «Культурологические ландшафты Петербурга»

Ее выпустили в издательстве «Наука» под эгидой Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук
Фото: Санкт-Петербургского отделение РАН

В книге представлены исследования, которые провели ведущие культурологи Северной столицы. В частности, работа посвящена вкладу Петербурга в формирование культурологии как самостоятельной науки.

Первая книга

Издание «Культурологические ландшафты Петербурга» вышло под редакцией профессора кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктора искусствоведения, заслуженного работника высшей школы РФ Любови Мосоловой.

«Выпустить книгу под эгидой РАН – это не так часто случается, это особая честь, а с культурологией это вообще в первый раз», – сказала Любовь Мосолова.

Она выразила признательность академику, директору Института философии РАН Абдусаламу Гусейнову.

«Академик Гусейнов очень многое сделал для развития культурологии в Петербурге. В его последней книге есть замечательные слова о том, что «Культурология – род теоретического знания». А сколько было дискуссий на тему, что же такое культурология. Ее не хотели считать строгой наукой. А он предложил такую метафору – если идти по городу и попытаться узнать город по музеям, паркам, памятникам, все это не дает общего знания о городе. Чтобы определить культуру города, надо подняться над этим городом и в целом увидеть все», – отметила Любовь Мосолова.

Праздник для науки

В презентации, которая прошла в историческом здании Императорской академии наук на Университетской набережной, приняли участие около сотни ведущих культурологов нашего города, из Москвы прибыли выдающиеся ученые, академики РАН – директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов и главный научный сотрудник института Владислав Лекторский. Вел встречу автор первой в стране докторской диссертации по культурологии, заместитель председателя СПбО РАН, член-корреспондент РАН, профессор Александр Запесоцкий.

«Книга написана большой группой культурологов – ярких, интересных и крупных ученых Петербурга. Она о различных вузах города, в которых культурология не просто преподается, но и активно развивается, – говорит Александр Запесоцкий. – Монография – изложение вклада наших петербургских коллег в становление культурологии как самостоятельной отрасли научного знания. Это долгий путь, который начинался еще при советской власти. Многие десятилетия ученые страны участвовали в развитии культурологии. На мой взгляд, процесс уже принял зрелый характер».

Как отметил профессор Запесоцкий, все авторы книги работали над ней на общественных началах, а результат – событие для науки.

«Выход такой монографии – настоящий праздник. Важно, что в издании отдается должное ученым, которые начинали этот процесс в нашем городе и в стране и которые повлияли на многие поколения гуманитариев. Этими людьми мы гордимся», – сказал Александр Запесоцкий.

Особое «питерское» настроение

Академик РАН и РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что наука, как правило, устремлена в будущее и поэтому мы часто забываем о том, что изучать историю науки не менее важно и полезно.

«В монографии «Культурологические ландшафты Петербурга» хорошо систематизирована и интересно изложена информация о действительно значимых событиях недавнего прошлого, связанных с формированием духовной атмосферы, культурного воздуха Петербурга, в котором все авторы и их коллеги, упомянутые в книге, сыграли очень большую роль», – сказал Михаил Пиотровский.

Он признался, что название книги для него было неожиданным.

«Почему «ландшафты»? – У нас в Эрмитаже сейчас проходит выставка «Ландшафты души», посвященная Каспару Давиду Фридриху. Налицо своеобразный «пейзажный» подход к интеллигентной деятельности, и я считаю, это удачная находка, – отметил директор Эрмитажа. – Такой подход в обсуждаемой нами монографии тем более оправдан, что здесь рассказывается о каждом учреждении, в котором живет культурология, о том, в каком уголке Петербурга и в каком здании она располагается».

Михаил Пиотровский выделил рассказ, который ему запомнился, о том, как, например, выдающийся ученый любил гулять по набережной Фонтанки и каналу Грибоедова.

«Все это позволяет прочувствовать волнующую ауру Петербурга и создает у читателя особое «петербургское» настроение. Это тоже очень существенно, поскольку речь идет о культуре», – уверен Михаил Пиотровский.