Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Колонны и динозавры: какие вопросы приготовили в Петербурге для участников международного геологического чемпионата

В конце мая Северная столица примет первый чемпионат мира по геологии
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Петербург по праву считается столицей геологической науки, и особенно это касается Васильевского острова, где есть не только станция «Горный институт», но и геологические вузы, а также Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени Карпинского.

Начнем с динозавров

Будущих участников чемпионата мира уже сейчас начинают отбирать из дружественных стран всего мира. Помимо россиян и граждан ближнего зарубежья предвидится участие студентов из Китая, Латинской Америки, стран Африки и многих других.

«Институт Карпинского широко известен своими международными инициативами, – заявил «Петербургскому дневнику» генеральный директор института Павел Химченко. – Охват нашей аудитории только на африканском континенте уже составляет более 4 с половиной миллионов человек. Успешной частью проекта являются научно-просветительские «Геологические классы Карпинского», работающие в Африке, на Кубе, в Киргизии. Первый чемпионат мира объединит специалистов с разных континентов, соберет вместе тех, кто действительно любит геологию и мечтает о значимых открытиях».

Первый этап чемпионата – палеонтология, правда, здесь конкурсантам не придется работать с реальным материалом. Участники разберут картинки с изображением вымерших животных и растений – и должны будут пометить на стратиграфической шкале, в каком периоде они жили и в какие полезные ископаемые превратились.

Ископаемый именинник

Настоящие кости древних обитателей планеты можно будет увидеть в знаменитом Геологоразведочном музее Института Карпинского. Участников туда, конечно, пригласят. Там можно будет познакомиться с почетным обитателем – манчжурозавром, который недавно отпраздновал столетний юбилей. Точная дата его рождения неизвестна: примерно 100 миллионов лет назад. Дата смерти неизвестна тоже (примерно 100 миллионов лет назад). Это первый смонтированный скелет данного вида динозавров в России. Его история началась ещё в 1914 году, когда геолог и палеоботаник Африкан Криштофович привёз с берегов Амура несколько фрагментов скелета. А в 1925 году палеонтолог Анатолий Рябинин и реставратор Яков Эглон представили смонтированный скелет высотой около 4 с половиной метров и длиной 8 метров.

На юбилей ископаемому подарили торт (его задували всем коллективом) и повязали бантик на коленку. До шеи не дотянулись. Тут стоит уточнить, что внешне манчжурозавр очень напоминает тираннозавра – в том числе своей гордой осанкой (тираннозавры ходили на задних лапах, почти как люди). Но лишь относительно недавно стало известно, что на самом деле скелет собрали неправильно: травоядный ящер передвигался горизонтально, хоть и на двух ногах. Перекраивать скелет не стали, хотя возможность была: недавно он проходил реконструкцию. Сейчас манчжурозавр – еще и символ развития палеонтологической мысли. Да, сто лет назад ученые совершили ошибку, хотя и консультировались с коллегами, в том числе из Лондона. Тем приятнее смотреть сейчас на этот экспонат – и осознавать, как далеко ушла наука за эти годы.

Горные породы и минералы

Следующие испытания – минералогия и петрография. Распознать минерал обычно помогает соляная кислота. У участников будет 10 камней и 10 минут, чтобы определить, где тут турмалин, а где яшма. А еще им предстоит разложить камни по т. н. шкале Мооса – от самого мягкого к самому твердому. Очень интересное задание, напоминающее пасхальные дуэли на яйцах. Только камни придется не бить, а царапать друг о дружку и смотреть, кто на ком оставляет следы.

Разумеется, надо еще знать ответ на вопрос: где какой минерал применяется и чем он ценен.

Горные породы состоят из нескольких минералов. Поэтому наука о камнях имеет свое название – петрография. Правильно распознать породу поможет микроскоп. Но это лишь часть задания. Основной тест пройдет «в поле» – вот только вместо поля будет самый центр города: Васильевский и Адмиралтейский острова. Здесь тоже придется определять горную породу – но не в скале, а в уже готовом изделии: облицовке какого-нибудь архитектурного шедевра.

Про каждый камень участникам предстоит ответить: где он был добыт (в Ленобласти ли, в Карелии или, скажем, в Хибинах) и как удалось его доставить в те времена, когда еще не было железной дороги.

В известняковых породах имеются окаменевшие образцы древней флоры и фауны. Определить их возраст потребуется еще на одном тесте. Для этого даже не придется ездить по городу: идеальные образцы вмурованы непосредственно в лестницу Института Карпинского.

Узнать по фотографии

Россия богата уникальными геологическим памятниками. Туристы хорошо знают красноярские «Столбы», карельскую Рускеалу, а профессионалы – все остальные. Участникам чемпионата придется опознавать памятники по фотографиям.

На следующем этапе участникам предстоит построить геологический разрез на карте, обозначить слои и типы разломов. А на задании по металлогении – определить по образцам из месторождений различные типы горных пород, а также назвать известные перспективные регионы для их добычи (в том числе – для следующих поколений).

«Благодаря чемпионату мы не просто укрепим коммуникации между специалистами разных стран, но узнаем о геологических подходах и лучших практиках стран-участников. Убеждены, что чемпионат мира по геологии станет знаковым событием для всех, кому интересны науки о Земле, – отмечает заместитель генерального директора по международной деятельности Института Карпинского Ольга Ковалева. – Институт Карпинского успешно реализует международную программу по продвижению русской школы естествознания за рубежом. Мы всегда готовы не только делиться нашими достижениями, но и с интересом обучаемся новому».

Чемпионат мира по геологии ожидаемо повысит престиж профессии. Она популярна и сейчас, но до того бума, который имел место в 60-е годы, еще работать и работать.

В прошлом году Институт Карпинского выпустил документальное киноэссе «Геологические маршруты: Челюскин». Мыс Челюскин – самая северная точка Евразии, и, когда туда отправилась геологическая партия, в ее составе поехали два оператора-документалиста. Несколько месяцев ребята жили и работали под прицелом видеокамер.

Институт ведет социальные сети, где рассказывает о том, как геология «живет» в быту: без того же кварца не было бы вашего смартфона, а без гипса – современной медицины. А в совместных проектах с Эрмитажем и Русским музеем раскрываются секреты искусства: как малахит из уральских рудников органично стал целой гостиной, где собирались члены Императорской семьи, а азурит превратился в синий плащ Мадонны на полотнах Леонардо да Винчи и русских иконах.

Кроме того, институт создал подкаст «При чём здесь Юра?», где геологи рассказывают о своей работе: в поле и в камералке. А в видеоподкасте «Большой геологический вопрос» любой школьник может задать интересующий его вопрос из области геологии, географии и других наук о Земле и получить развернутый ответ от специалистов.