Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

Какие древности можно найти в Петербурге и окрестностях

В коллекции петербуржца Вадима Кравеца более 200 самых различных артефактов, начиная от зуба динозавра и заканчивая различными окаменелостями, которым более 200 миллионов лет
Фото: Анна Домрачева

– Вадим, как давно вы собираете свою коллекцию? 

– Примерно 12 лет занимаюсь палеонтологией, раньше увлекался поиском монет с металлоискателем, но когда нашёл практически все монеты, что меня интересовали, то захотелось сменить хобби. Динозавры меня интересовали с детства, как и многих других ребят и девчонок, и я подумал, почему бы не переключиться на них. В дальнейшем, конечно, с горечью обнаружил, что динозавров в классическом понимании в России очень немного, так как в те времена территория современной России была практически вся под водой. Но огромной отрадой стало то, что в Ленинградской области были открыты ледником более ранние слои с Кембрийским, Ордовикским, Девонским и Каменноугольным периодом. Ленинградская область является уникальным местом мирового значения по добыче трилобитов.

– Что входит в вашу коллекцию? Самый ценный экспонат? 

– В моей домашней коллекции более 200 экземпляров. Назвать самый интересный затрудняюсь, так как они по мере пополнения коллекции сменяются. Сначала это были крупные образцы трилобитов, потом получилось раздобыть зуб динозавра Кархародонтозавра. Это хищник наподобие тиранозавра. Зубу примерно 120 миллионов лет! После переключился на красивые окаменелые раковины моллюсков аммонитов, из последнего – это рептилия триасового периода Кейхозавр.

– Жена не ругается, мол, хватит домой тащить всякое такое?

– Вообще, не то чтобы ругается. Ей нравится. Не так, как мне, конечно, но нравится. Она на раскопки со мной ездит. Но хранить необработанный материал приходится, к сожалению, в лаборатории за городом. В квартире только сама готовая коллекция. Чистить окаменелости приходится в загородном доме, там оборудование, машинки для чистки, микроскоп, склад и прочее. В квартире только доводим находки, чтобы сильно не пылить. 

– Что вас привлекает в этих окаменелостях –аммонитах, трилобитах? 

– В поиске окаменелостей и пополнении коллекции больше всего увлекает игра фантазии. Когда держишь это древнее существо в руках, представляешь, какой была наша планета много миллионов лет назад. Это словно путешествие на машине времени в прошлое. 

– Какую историю планеты можно узнать с помощью этого всего?

– По находкам можно проследить климат на планете, движение материков и многое другое. Например, насекомые не имеют лёгких и дышат через поры, и чем больше кислорода на планете, тем крупнее они вырастают. Или вот на примере Ленинградской области мы видим, что в Кембрийском периоде материк, тогда он назывался Балтика, был ближе к Антарктиде, а вот в Ордовикском периоде уже переместился на Экватор и в тёплом климате тут получили своё активное развитие ранние членистоногие трилобиты.

– Как реагируют друзья, которые приходят к вам в гости?

– Крайне разнообразно, кто-то восхищается первыми жителями Земли, а кто-то говорит «фу, какие-то непонятные окаменелости» и могут даже трилобита назвать тараканом.

– Ваша профессия связана с палеонтологией, археологией?

– Основная моя деятельность не связана с палеонтологией, я занимаюсь продажей остекления, поэтому каждый обычный человек может так же легко увлечься поиском окаменелостей и развиваться в этом деле, как в хобби.

– Нужно ли какое-то разрешение, чтобы искать «древности»?

– По законодательству пользоваться недрами и добывать ископаемых без лицензии нельзя, но заниматься поверхностным поиском можно. Поэтому можно смело искать окаменелости на поверхности, на берегах рек и в отвалах карьеров по добыче камня.

– А много в Петербурге таких увлеченных этим делом? Вы обмениваетесь артефактами?

– Несмотря на то что Петербург второй по численности город России и интерес людей очень большой, тут всего 40-50 человек плотно занимаются палеонтологией, и мы все друг друга знаем и пытаемся продвигать палеонтологию на своем энтузиазме. В Ленинградской области пару лет назад открылся первый в России Палеопарк в поселке Путилово, где каждый может попробовать себя в качестве палеонтолога и присоединится к раскопкам слоев возрастом 460-480 млн лет.

– А где вам удалось побывать в экспедициях по поиску древностей?

– В разных регионах России и планеты находят разные окаменелости, поэтому рано или поздно захочется съездить в экспедицию. Я был на Волге в Ярославской области, где искали аммониты, белемниты и триасовых рептилий Лабиринтодонтов. На Северном Кавказе, который богат аммонитами, в Новгородской области можно найти девонских рыб и бесчелюстных. В Москве часто находят аммонитов в отвалах пород, когда прокладывают проходы метрополитена. За границу не выезжал с этой целью, но очень хочется посетить Марокко, США и Мадагаскар. Марокканские трилобиты не менее известны, чем трилобиты Ленинградской области. США богаты окаменелостями динозавров, а также зубами акулы Мегаллодон. А на Мадагаскаре встречаются удивительной красоты аммониты.