Юрий Александров: «Это был особенный вечер»

Как проходила церемония и каковы планы режиссера, он рассказал «Петербургскому дневнику».
– Юрий Исаакович, как вы узнали о присуждении вам самой главной награды «Золотой маски»?
– Меня об этом известил Владимир Львович Машков – председатель Союза театральных деятелей России. Он мне прислал очень теплое письмо. Поздравил и пригласил на церемонию вручения «Золотой маски» в Москву.
– Расскажите, как прошла сама церемония. Волновались?
– Это были особенная награда и особенный вечер, я бы сказал, вечер с «человеческим лицом». Хотя к своему возрасту (в феврале Юрию Александрову исполнилось 75 лет. – «ПД») я уже привык получать награды. Торжественная церемония состоялась в День театра, 27 марта. Она прошла в Бетховенском зале Большого театра. Собралось немало замечательных, уважаемых мною людей. И это было здорово. Многое, конечно, зависело от ведущего, которым стал Владимир Машков. Он вел церемонию очень тепло, совсем не официально. Награду мне вручали две красивые девушки, после чего мы обнялись с Владимиром Львовичем. Это был такой общий ритуал. Много внимания было оказано замечательному Никите Сергеевичу Михалкову. К сожалению, он быстро ушел. И мне не удалось поблагодарить его за замечательный «Бесогон», а не только за фильмы, которые все знают и любят уже давно. Ненадолго посетил церемонию и Валерий Абисалович Гергиев, он спешил на оркестровую репетицию. Но его присутствие было важным, оно подчеркивало значимость события. Было приятно оказаться в такой обстановке и в такой компании.
– По традиции лауреатам положено сказать несколько слов. О чем говорили вы?
– Мои коллеги рассказывали о своей жизни, об отношении к творчеству. Я постарался быть краток. Прежде всего, я поблагодарил свой театр «Санктъ-Петербургъ Опера» — это самое главное дело моей жизни. Потом я сказал, что наш театр всегда занимал активную жизненную позицию. Например, недавно мы гастролировали в Курской и Белгородской областях практически под бомбежками, и мне вручили орден «За вклад в Победу». Я об этом вспомнил, потому что хотел сказать «спасибо» не только секретариату Союза театральных деятелей, коллегам, но и тем ребятам, которые сейчас закрывают нас своими сердцами. Они не жалеют жизни, чтобы мы могли встречаться, ставить спектакли, снимать фильмы. Эти мои слова, кстати, понравились залу, он встретил их аплодисментами.
– Над чем сейчас вы работаете?
– Я по-прежнему нахожусь в Москве, где в театре Российской армии готовлю премьеру нового мюзикла Максима Дунаевского «Святая Анна». Это очень сложная пьеса, я бы даже сказал, киносценарий. Он повествует об экспедиции по Северному морскому пути, которая была полна драматизма. Но что для меня важно – там присутствует гуманистическое начало. Театр Российской армии сегодня на подъеме. Там новый директор – Милена Авимская, новый главный режиссер – Александр Лазарев. Я посмотрел его премьеру «Роман», это серьезная работа, в которой прочувствованы каждая фраза, каждое слово. Сейчас идут читки, определяются составы «Святой Анны». Для драматического театра это совсем новая работа, так как артисты там поют мало, а многие совсем не занимались пением. Поэтому за короткое время надо поставить голос, научить интонировать и сделать еще очень-очень много. Но главное – у всех есть огромное желание, и это обнадеживает. Премьера состоится 18 сентября.
– А для Петербурга что-нибудь готовите?
– Конечно! Так получилось, что здесь я тоже ставлю мюзикл – Максима Дунаевского. Это детский спектакль «Несносная принцесса» по сказке «Король Дроздобород». Его покажут в театре «Карамболь», который в апреле отметит свое 35-летие. С этим замечательным коллективом я, также как и Максим Исаакович, давно и успешно сотрудничаю. Премьера уже близко, она назначена на июнь. Так что все последнее время я живу музыкой Максима Дунаевского.