Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

От Дрезденской галереи до Кракова: как Красная армия спасала европейскую культуру

Специалисты Национального центра исторической памяти при президенте РФ и историки рассказали о том, как советские солдаты смогли сохранить памятники Европы, которые планировали уничтожить нацисты
Фото: Кассин Евгений/ТАСС

Главный специалист Национального центра исторической памяти при президенте РФ Дмитрий Суржик отметил, что нацисты стремились уничтожить любые проявления культуры и национальной идентификации не только на оккупированных территориях, но и в самой Германии.

Он добавил, что культура – душа народа, и нацисты это хорошо понимали. Поэтому они целенаправленно лишали подчиненные народы их культурного достояния, вывозя его для своих бонз или уничтожая.

«Нацистскому террору и варварству Советский Союз противопоставил спасение населения и материальной культуры. Советские разведчики спасли Краков. Саперы разминировали дороги и жилые дома в европейских столицах. Военные инженеры восстанавливали разрушенные мосты и так далее», – напомнил Дмитрий Суржик.

Сохранили и вернули

В конце войны из побежденной Германии в Советский Союз было перемещено немало культурных ценностей. В середине 50-х годов большинство из них было возвращено в музеи довоенного хранения в Германию, Польшу и Венгрию.

Как отмечает Суржик, только ГДР передали свыше 1,5 миллиона музейных экспонатов. Среди них более 1,2 тысячи отреставрированных произведений Дрезденской галереи, 16 тысяч листов графики, более 100 тысяч монет, свыше 18 тысяч памятников античной культуры. Вернулись на место Пергамский алтарь, сокровищница саксонских курфюрстов («Зеленые своды»), Саксонская земельная библиотека, Берлинская государственная, большая часть Готской библиотеки, 800 тонн архивных документов и так далее.

Оставшаяся часть перемещенных культурных ценностей (менее 10 процентов от общего числа) была помещена в запасники Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного Исторического музея, других музеев, библиотек и архивов.

В 1958–1959 годах в ГДР были возвращены еще 1,5 миллиона менее значимых музейных объектов. Впоследствии в 1963–1967 годах состоялась еще одна реституция архивов, музейных коллекций рисунков и ботанических образцов (всего порядка 250 тысяч предметов).

Член Ассоциации историков Союзного государства Анна Гюльмамедова отметила отношение маршала Ивана Конева к сохранению культуры. Благодаря его особому вниманию к сохранению и защите культурных ценностей во время военных действий многие шедевры сегодня можно увидеть в известных музеях Европы. Примерами того может служить, например, спасение Кракова, шедевров искусства, а также участие в восстановлении Венской оперы.

Краков

Спасение Кракова во время Второй мировой войны стало одним из самых ярких примеров гуманизма и стратегического мышления маршала Конева. В январе 1945 года Красная армия подошла к Кракову, который находился под угрозой полного уничтожения. Немецкое командование планировало превратить город в «крепость», что грозило уничтожением исторической части, если не всего города. Гитлер приказал минировать важнейшие исторические здания и памятники, готовясь к их уничтожению при отступлении. К слову, это касалось и Парижа, и многих других городов.

«Конев принял решение действовать нестандартно. Вместо прямого штурма Кракова, он разработал план, получивший название «Коневские клещи». Суть плана заключалась в том, чтобы обойти город с двух сторон, зажать немецкую группировку в кольцо и вынудить ее капитулировать, не разрушая город», – говорит Анна Гюльмамедова.

Уникальные коллекции

Немецкое командование, ожидавшее прямого штурма, было вынуждено растянуть свои силы по всему периметру обороны. Когда стало ясно, что русские войска обходят город с флангов, было уже поздно перегруппировываться.

«Благодаря этому удалось сохранить множество памятников. К примеру, Вавельский королевский замок, Мариацкий костел, а также Главную площадь. Исторический центр города получил минимальные разрушения. Также была спасена Краковская астрономическая обсерватория, уникальная коллекция Краковского университета», – продолжает эксперт.

Отметим, что в состав коллекции Краковского университета входит собрание научных инструментов – более двух тысяч, включая аутентичные научные инструменты, использованные в средние века. Также в собрании находятся арабская астролябия 1054 года, аппарат для сжижения газа 1884 года и так далее, коллекция западноевропейской живописи и скульптуры, собрание негативов и фотографий, состоящее из около 35 тысяч негативов и тысячи старых фотографий, множество предметов графики, декоративного искусства и многое другое.

«Особенно важно отметить, что Конев лично контролировал операцию и требовал от командиров частей проявлять максимальную осторожность при ведении огня в районе исторических зданий. Благодаря его решимости и дальновидности Краков стал одним из немногих крупных городов Европы, избежавших серьезных разрушений во время войны», – констатировала Анна Гюльмамедова.

После войны поляки высоко оценили вклад Конева в спасение их культурной столицы. В 1964 году ему было присвоено звание почетного гражданина Кракова, а на Главной площади города установлена мемориальная доска в его честь. Этот эпизод военной истории показывает не только военное мастерство Конева, но и его глубокое понимание ценности культурного наследия, готовность жертвовать оперативной выгодой ради сохранения исторических памятников. То есть сохранения истории и будущего.

Венская опера

Восстановление Венской государственной оперы под руководством маршала Конева стало одним из самых впечатляющих примеров заботы о культурном наследии Европы в послевоенный период.

После освобождения Вены в апреле 1945 года здание оперы находилось в критическом состоянии. В ходе боевых действий и бомбардировок были повреждены главный фасад, внутренние залы, люстра, часть сценического оборудования.

Маршал Конев лично контролировал ход восстановительных работ, за что окрестили оперу «храмом Конева». В ходе работ было восстановлено отопление, отремонтирована кровля, электричество, а также выставлена охрана. Также были выделены значительные финансовые средства, благодаря которым смогли привлечь высококвалифицированных специалистов, закупить строительный материал, организовать реставрационную работу здания. Были организованы концерты для местного населения.

Дальновидность и гуманизм Конева, позволили Венской опере уже через несколько лет после окончания войны возобновить свою работу и вновь стать центром культурной жизни в Вене.

«Крестовый поход детей»

Спасение художественных ценностей в Дрездене стало одной из самых драматичных страниц в истории охраны культурного наследия во время Второй мировой войны.

Напомним, в феврале 1945 года Дрезден подвергся массированным бомбардировкам союзной авиации, что привело к практически полному разрушению исторического центра города. Среди пострадавших зданий оказалась и знаменитая Галерея старых мастеров (Альбертина), где хранились бесценные произведения европейского искусства.

В конце войны американская авиация все чаще осуществляла налеты на немецкие города, имеющие скорее политическое, чем военное значение. Уничтожались и подвергались серьезным повреждениям центральные кварталы, в которых не было военных объектов, но куда готовилась вступить Красная армия.

Ярким примером стал Дрезден. Широко известно произведение американского писателя Курта Воннегута «Бойня номер пять, или «Крестовый поход детей». Книга имеет ярко выраженную антивоенную идею. В своем произведении автор показывает бессмысленность и жестокость американских бомбардировок Дрездена во время Второй мировой войны. Большинство погибших при этой операции составляли мирные жители, были разрушены жилые кварталы, погибли памятники архитектуры.

Наследие народов

После захвата Дрездена Красной армией маршал Конев проявил личную инициативу в спасении художественных ценностей.

«Особое внимание было оказано «Сикстинской мадонне» Рафаэля: картина была эвакуирована немцами в соляную шахту, где из-за высокой влажности состояние шедевра было в критическом состоянии. «Сикстинскую мадонну» и около 700 других картин в июне 1945 года эвакуировали из Дрездена в СССР для реставрации. Для транспортировки потребовалось 28 железнодорожных вагонов и один специальный эшелон, который сопровождал поезд для предотвращения задержек из-за различных диверсий (шел первым)», – сообщила Анна Гюльмамедова.

Она добавила, что уже в августе картины прибыли в Москву, где реставрация продолжалась долгих 10 лет. После окончания работ было принято решение об организации выставки, которая открылась третьего мая 1955 года в Москве. Выставка стала настоящим культурным событием в жизни столицы. Со всей территории страны в Москву стекались люди, чтобы своими глазами увидеть великие шедевры. Очереди формировались с раннего утра.

После окончания реставрации и выставки все произведения искусства были переданы в ГДР на безвозмездной основе. Запад скептически отнесся к этому жесту со стороны СССР, так как предполагалось, что мы не вернем их.

«Это масштабное мероприятие стало примером того, как Советский Союз относился к культурному наследию других народов. Несмотря на сложные послевоенные условия, страна вложила значительные ресурсы в спасение и восстановление шедевров мирового искусства, а затем безвозмездно вернула их законному владельцу», – резюмировала Анна Гюльмамедова.

Сегодня эти произведения продолжают экспонироваться в Дрезденской галерее, являясь не только памятниками искусства, но и свидетельством гуманизма и уважения к культуре других народов со стороны советского командования и наших мирных людей.