Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Александр Похилько: «У каждого есть возможность стать лучшей версией себя»

Художник, актер и спортсмен, родившийся без рук и ног, посетил Петербург
Фото: Ирина Иванова / Институт культурных программ

Если у вас хандра и кажется, что жизнь летит кувырком, вспомните об Александре Похилько, который родился без верхних и нижних конечностей. Его называют русским Ником Вуйчичем, и он живет вопреки судьбе.

Наверное, Александр мог бы вообще не выжить. От него, родившегося без кистей рук и ступней ног, мать отказалась еще в роддоме Карачаево. Вопреки всему (и так потом будет всю его жизнь), малыш оказался крепким, и его передали в дом малютки.

«Моя жизнь сразу пошла не по тому сценарию», – признается Похилько.

Моя семья

Затем был детский дом в Пятигорске, где маленький Саша удивлял всех своей активностью. Мог перелезть через загородку кровати или отвоевать у сверстника понравившуюся игрушку.

«Я был настоящим непоседой. Передвигался ползком на коленях, но мне кажется, что был шустрее, чем здоровые дети. Ущербным ни в коем случае себя не ощущал», – говорит Александр Похилько.

А потом его заметила воспитательница Светлана Николаевна Похилько и, когда мальчику исполнилось пять лет, усыновила его. Так у Саши появилась семья.

«Чтобы направить мою энергию в нужное русло, мама, которая увидела мой интерес к рисованию, купила мне карандаши и краски. Мы переехали в Сергиев Посад, где была православная гимназия-интернат при патриархии. И я, выдержав большой конкурс, поступил туда учиться», – вспоминает Александр.

Фото: Ирина Иванова / Институт культурных программ

Рисовать без рук

Свою первую икону – образ Казанской иконы Божией Матери он начал писать в десять лет. За три года, которые ушли на эту работу, он испортил множество досок. Но в конце концов все получилось. Икона была освящена и выставлялась в храме Христа Спасителя и в Манеже.

Приемная мама уже видела его художником и очень волновалась, когда он убегал далеко от дома, перемахивал через забор или залезал на крышу.

«Что там за животное, надо его снять оттуда», – удивлялись люди, поначалу ничего не знавшие о новых соседях. Он же и не думал жить по-другому.

«Я был очень шебутной. Посещал все кружки, от волейбольного до кулинарного. Мог привинтить, приколотить и собрать мебель. Мне очень хотелось быть полезным и отдавать частичку себя людям», – делится Александр.

В 14 лет состоялась его первая персональная выставка. Именно это и определило его как художника. После окончания гимназии он поступил в Художественный институт имени Сурикова.

Фото: Ирина Иванова / Институт культурных программ

В горы без ног

Александр стал больше общаться, начал писать пейзажи. В его жизнь активно вошел спорт. Он говорит, что всегда разрывался между живописью и спортом. В гимназии занимался в творческих кружках и по четыре часа в день проводил в спортзале.

«Я заработал свои первые победы на коленях», – говорит Александр.

В то время у него не было специальных беговых протезов, но это его не остановило. Участвуя в своих первых соревнованиях, он прошел дистанцию три километра в буквальном смысле на коленях. Стер их в кровь, но до финиша добрался.

Потом его пригласили участвовать в восхождении на высочайшую точку Африки – Килиманджаро. Довод у организаторов был железный – средства от проекта пойдут на благотворительность. И Александр согласился.

«Вначале я думал: чего там, ведь я родился в горах. Но все оказалось гораздо сложнее и больнее. Я дважды ломал протезы и оказался единственным, кто дошел до вершины», – рассказал он.

Александр еще два раза покорял эту вершину в поддержку благотворительных фондов. «И знаете, что понял? Я не человек с ограниченными возможностями. У меня, как и у всех остальных, неограниченное количество возможностей. Границы только в нашей голове», – считает Похилько.

Фото: Ирина Иванова / Институт культурных программ

Искать компромисс

Неуемная натура привела Александра в театр. Здесь он писал портреты известных режиссеров и писателей, выпустил книгу «Мама, я вырос. Жизнь вопреки всему» и встретил свою любовь.

С будущей женой он познакомился в инклюзивном театре «Соединение». Александр был актером, а Света помогала своей маме – сурдопереводчице. Ему на тот момент было 28 лет, Свете на десять лет меньше. Она была восхищена Сашей, его талантом, силой духа и мужеством. И все поначалу шло хорошо.

Однако семейная жизнь все же не сложилась. «Я сделал главный вывод: никогда не спешить и уметь находить компромиссы», – по прошествии времени признается он.

Фото: Ирина Иванова / Институт культурных программ

Актер и модель

А вот мечта сниматься в кино сбылась. В багаже Похилько участие в рекламных кампаниях, съемки в клипе с балериной, и даже в полнометражных фильмах «Вертинский», «Первый Оскар», «Доктор Лиза».

«В картине «Ржев» я играю эпизодическую роль подорвавшегося на мине рядового солдата, потерявшего руки и ноги. Съемки проходили в открытом поле, на закрытой военной базе. Было жутко холодно, особенно когда снимали сцену, где мне делают операцию и перематывают тонкими бинтами, пропитанными холодной кровью», – вспоминает Александр.

Не все его герои дошли до зрителя, где-то роль вырезали, где-то сократили. Обиднее всего было, когда за съемки в одной из картин картине не заплатили ни копейки, мол, вряд ли инвалид сможет отстоять свои права.

Зато работа моделью удалась. Александра часто приглашают на показы мод для людей с ограниченными возможностями здоровья. И, надо признать, смотрится он в качестве модели классно!

Однажды приятель предложил ему заняться шоколадным бизнесом. Вспомнив, какое впечатление на него произвели в свое время музеи шоколада в Москве и Петербурге, Александр согласился. И стал лепить шоколадные фигурки. Однако бизнесмена из него не получилось. Компаньон оказался ненадежным, он уехал, попросту бросив начатое дело и Александра.

Будущее есть

Сегодня Похилько все чаще можно видеть рядом с детьми, которым всегда интересно с ним. «Они очень счастливы», – заражаясь их радостью, говорит он.

Похилько часто ездит в новые регионы России, читает там лекции, привозит гуманитарную помощь, встречается со школьниками и бойцами СВО.

«Главное оружие для меня – слово. Но время диктует, надо быть подготовленным, уметь быть защитником», – уверен он. И демонстрирует кадры видео, на которых лихо собирает и разбирает автомат.

«Видя меня, молодые ребята, покалеченные войной и потерявшие веру в себя, веру в жизнь, понимают, что будущее есть», – делится Александр Похилько.

Он говорит, что его жизненный принцип – никогда не сдаваться. Пусть люди посмотрят на него и увидят, что их проблемы не такие уж и большие.

«Сейчас я понимаю, что инвалидность для меня – это божий дар, это мотивация для того, чтобы быть лучше и сильнее. У всех у нас есть возможность стать лучшей версией себя и развить присущие нам природные таланты», – уверен Александр Похилько.