Яндекс.Метрика
  • Игорь Свиридов

Очевидец теракта в «Крокусе»: «Последствия до сих пор сказываются на моей повседневной жизни»

Валентин Павлицкий рассказал «Петербургскому дневнику» о своих ощущениях год спустя
Фото: Алина Малика / «Петербургский дневник»

Год назад было совершено нападение на концертный зал «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске. Оно стало одним из самых страшных терактов в истории современной России, наряду с захватом средней школы №1 в Беслане в 2004-м. Четверо террористов, вооруженных автоматами, ворвались в здание и открыли огонь на поражение, а затем подожгли зрительный зал.

Трагедия унесла жизни 145 человек. На сегодняшний день правоохранительные органы задержали 15 человек – прямых исполнителей преступления и их пособников, опросили около 800 свидетелей, а общий объем материалов следствия превысил 200 томов. Судебный процесс по этому делу вскоре начнется во 2-м Западном окружном военном суде Москвы.

Как это было

Менеджер по продажам Валентин Павлицкий был в тот день в «Крокус Сити Холле».

«Прошлый год вообще стал для меня одним из самых тяжелых в жизни, и цепочка неприятных обстоятельств началась как раз с посещения концерта «Пикника», – рассказал «Петербургскому дневнику» мужчина. – Мы с женой пришли на этот концерт примерно за полчаса до его начала и даже успели купить на лотке в холле пластинку «Пикника». После этого мы прошли в зрительный зал, наши места были на балконе. Спустя несколько минут мы услышали внизу, в партере, какой-то шум, крики и глухие звуки. С балкона мы увидели, как какие-то люди идут по проходу между рядами и расстреливают посетителей из автоматов».

Он с женой быстро лег на пол. Супруги некоторое время вместе с другими зрителями неподвижно лежали под креслами.

«Вскоре из партера потянуло гарью – в этот момент террористы подожгли зрительный зал, предварительно расплескав по нему бензин. Тогда мы буквально на четвереньках выползли с балкона к ближайшему выходу из зала на третий этаж. Снаружи, в коридоре, быстро собралась толпа испуганных людей, они не знали, куда бежать. К счастью, один из работников «Крокус Сити Холла» ключом открыл всем нам дверь, ведущую из холла третьего этажа в торговый центр, – продолжил рассказ Валентин Павлицкий. – Через эту дверь мы выбежали из концертного зала и быстро спустились по эскалаторам на первый этаж, к выходу из молла. Свою верхнюю одежду мы с женой оставили в гардеробе, решив попусту не рисковать жизнью. Выйдя из «Крокус Сити Холла», мы тут же сели в метро и спустя буквально 20 минут уже были дома. С момента, когда в концертном зале началась стрельба и до нашего попадания домой, прошло буквально 40 минут».

Свою верхнюю одежду супруги получили спустя две недели после теракта – она оказалась в целости и сохранности, но сильно пропахла гарью.

«В итоге мою куртку и пальто жены мы просто выбросили. Зато я, наконец, заново обрел ключи от своей машины, оставленные в кармане куртки перед концертом. Все эти две недели я не мог пользоваться своим авто. Что касается морального ущерба, то после теракта моя супруга попала в больницу с нервным срывом и две недели провела в процессе восстановления. В качестве компенсации правительство Москвы выплатило ей миллион рублей. Я, как невольный участник страшных событий, получил компенсацию в 500 тысяч рублей», – сообщил собеседник «Петербургского дневника».

«Эмоциональный осадок остался»

Он признался, что сегодня острота восприятия тех жутких событий уже притупилась.

«Тем не менее некие внутренние страхи живут в нас до сих пор. Например, мы с женой нервно реагируем на взрывы петард в новогодние праздники. А в сентябре 2024-го, когда мы были на отдыхе в Новороссийске, на город началась атака украинских дронов. Наши военные стреляли по ним из автоматов, и это тоже здорово нас напугало. То есть где-то в подкорке у нас сидят переживания от того дня», – сказал Валентин Павлицкий.

Вместе с тем произошедшее год назад полностью отбило у него охоту к посещению массовых мероприятий.

«Я очень долго потом и сам не посещал никакие концерты и собрания, и отговаривал от этого своих близких. Что касается группы «Пикник», то, как ни странно, этот теракт, похоже, повысил их популярность. Они сейчас довольно часто дают концерты в разных городах страны. Понятно, что музыкантов в данном случае упрекнуть не в чем. Но эмоциональный осадок у меня все равно остался, и я лично больше никогда не пойду на их концерт, – добавил наш собеседник. – Я понимаю, что нам просто повезло. Наши места на том концерте оказались на балконе, и за счет этого мы выжили. Но при этом я хорошо представляю горе и боль всех людей, чьи друзья и родные погибли в том страшном теракте. И приношу им самые искренние соболезнования».