Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Яна Швец: «Мы готовим инженеров будущего – лидеров цифровой трансформации»

Директор Инженерной школы ГУАП Яна Швец – о поддержке технологического предпринимательства среди студентов
Фото: из личного архива Яны Швец

«Инженерная школа 2.0» – это уникальный проект Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, направленный на подготовку инженеров будущего. Студенты не просто осваивают работу с техникой, но и учатся создавать и внедрять инновации в самых перспективных отраслях – от беспилотных авиационных систем до автоматизации производств и энергетики. Помимо теоретических знаний, они получают практику на реальных проектах, развивая компетенции, необходимые для успешной карьеры в современном мире. С директором инженерной школы Яной Швец обсудили, как проект помогает формировать востребованные навыки и как интеграция образования с промышленностью способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.

Партнерство – центральное место стратегии

– Яна Олеговна, расскажите, пожалуйста, какие ключевые цели стоят перед проектом «Инженерная школа 2.0»? Какова его миссия в контексте цифровой экономики и современных технологических вызовов?

– Основная цель инженерной школы ГУАП – подготовка высококвалифицированных специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности. Для Инженерной школы это означает формирование нового поколения инженеров, способных интегрировать инновационные решения и современные технологии, при этом эффективно использовать новейшие инструменты в своей профессиональной деятельности.

ГУАП активно участвует в трёх из девяти национальных проектах технологического лидерства, таких как «Космос», «Беспилотные авиационные системы» и «Средства производства и автоматизации». Особое внимание уделяется цифровым технологиям и искусственному интеллекту, которые интегрируются во все наши инициативы и проекты.

– Какие компетенции и навыки вы считаете ключевыми для будущих инженеров? И как проект «Инженерная школа 2.0» помогает студентам развивать эти компетенции?

– Ключевыми для будущих инженеров являются как фундаментальные знания, так и специализированные профессиональные навыки. Фундаментальная подготовка должна закладывать прочный базис, позволяющий инженеру гибко адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере и менять, при необходимости, профессиональную траекторию. ГУАП участвует в эксперименте по внедрению новой модели высшего образования совместно с Горным университетом, где акцент делается на инженерное ядро, обеспечивающее универсальность подготовки.

Специализированные профессиональные навыки включают умение работать в условиях неопределённости, командную работу и способность к интеграции новых решений. Проект «Инженерная школа 2.0» развивает эти компетенции через сквозную проектную деятельность, позволяя студентам практиковаться на реальных инженерных задачах. Важно также постоянное саморазвитие и адаптация к новым технологиям, что становится основой профессионального роста современного инженера.

– Учитывая современные вызовы и необходимость преемственности между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, расскажите, как вам удается реализовать взаимодействие с индустрией? Какие компании уже участвуют в программе и какие реальные промышленные задачи студенты решают совместно с партнерами?

– Инженерная школа была создана как стратегический проект в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» по инициативе ректора Юлии Анатольевны Антохиной. Проект стал драйвером внедрения инновационных образовательных технологий и новых форм взаимодействия с партнерами. Мы видим Инженерную школу как платформу для экспериментов, где можно проверять новые идеи, отрабатывать методики и масштабировать успешные практики на весь университет.

Партнерство занимает центральное место в нашей стратегии. Мы стремимся к тесной интеграции с промышленными и индустриальными партнерами, обеспечивая обмен опытом и знаниями. На базе университета создан консорциум «Инженерное образование», объединяющий более 30 партнеров и координируемый проректором по образовательным технологиям и инновационной деятельности Сергеем Валентиновичем Солёным.

Среди наших ключевых партнёров такие компании, как АО «Обуховский завод», АО «Силовые машины», «ИндуТех» и аэропорт Пулково. В области автоматизации и приборостроения мы сотрудничаем с MG BOT и «Макро Солюшнс», а в цифровой сфере – с компаниями «Нанософт», MCsoft, «Учетный Специалист» и «Лаборатория Касперского».

Каждое структурное подразделение в Инженерной школе имеет закреплённого партнёра, с которым осуществляется сотрудничество по различным направлениям. Ежегодно мы обновляем дорожные карты взаимодействия с партнерами, определяющие совместные мероприятия, подготовку кадров, сетевое взаимодействие и другие аспекты сотрудничества. Такой подход позволяет чётко распределять обязанности и обеспечивать максимальную эффективность совместной работы.

Партнёры трудоустраивают целые студенческие команды

– Вы упомянули, что студенты участвуют в разработке проектов, которые вызывают интерес у промышленных предприятий. Можете рассказать подробнее о наиболее интересных проектах и успехах, достигнутых в этой области?

– Одним из ярких примеров является разработка модели беспилотного летательного аппарата «Вертикаль». Идея возникла в ходе проектной деятельности студентов, и за год они создали гибридный аппарат с возможностью вертикального взлета. Эта первая версия получила название «Вертикаль-1». Она показала отличные результаты на студенческом конкурсе авиационного творчества «СКАТ» 2022, заняв первое место. Аппарат обладал максимальной скоростью 150 км/ч и дальностью полета около 80 км, что впечатляет для устройства с грузоподъемностью до 1,5 кг.

Но на этом ребята не остановились. В 2023 году они представили улучшенную версию – «Вертикаль-2», которая снова заняла лидирующие позиции на конкурсе СКАТ. Модель оказалась настолько востребованной, что привлекла внимание многих партнеров. Более того, она теперь адаптируется под модульную полезную нагрузку, что расширяет её функциональные возможности.

Студенты продолжили развивать свои идеи и перешли к созданию беспилотника самолетного типа под названием «Лотос». Этот аппарат отличается легкостью, универсальностью и взаимозаменяемостью деталей, что делает его простым в ремонте. Благодаря использованию 3D-печати «Лотос» доступен по цене и подходит для широкого спектра применений: от аэрофотосъемки и мониторинга до поисково-спасательных операций и доставки грузов. Его крейсерская скорость составляет 95 км/ч, а полезная нагрузка – 3,5 кг. Прототип уже прошел испытания в реальных условиях и продолжает совершенствоваться.

Ребята прошли Акселератор ГУАП, получили финансирование по конкурсу «Студенческий стартап», сейчас у проектной команды собственный бизнес, который развивается вместе с ГУАП.

Совместно с аэропортом Пулково мы работаем над проектами по импортозамещению с использованием технологии реинжиниринга. Студенты активно участвуют в автоматизации различных процессов, таких как модернизация телетрапов и разработка систем зарядки самолётов. В лаборатории новых производственных технологий ведутся исследования цифровых двойников и других передовых технологий.

Помимо этого, мы сотрудничаем с Обуховским заводом, запустив образовательную фабрику по цифровым технологиям в промышленности. Здесь студенты создают цифровые двойники производственных процессов. Ещё один наш партнёр, Индутех, специализируется на коллаборативной робототехнике, что способствует развитию автоматизированных производств.

– Очевидно, что стартапы нуждаются в инвестициях. Кто выступает в роли инвесторов?

– Инвесторами выступают разные структуры от бизнес-ангелов до частных инвесторов, ГУАП активно оказывает содействие в этом направлении, решая различные задачи, начиная от акселерационных программ до консультирования проектных команд по формированию бизнес моделей. Дело в том, что передача технологии – это важный, но не единственный этап. Главная задача университета и Инженерной школы – развитие и тиражирование компетенций. Мы стремимся сделать так, чтобы наши выпускники, владеющие этими знаниями, могли делиться ими с новыми поколениями студентов через специально разработанные курсы и программы.

– В чем уникальность модели подготовки, основанной на проектной работе и решении реальных задач? Как эта модель помогает студентам быстрее адаптироваться к требованиям современного рынка труда?

– Проектная модель обучения помогает студентам применять теорию на практике, решая реальные задачи. Работая в командах, они учатся сотрудничеству и развивают лидерские качества. Даже новички получают поддержку и мотивацию, чтобы преодолеть страх перед сложными проектными задачами и раскрыть свои таланты.

Наши партнеры, такие как IPR Media, помогают развивать технологию проектного обучения через единое цифровое пространство для совместной работы. Создавая цифровое портфолио, студенты фиксируют свои достижения и разработки, что помогает им не только расти профессионально, но и показывать свои работы будущим работодателям. В итоге такая модель обучения готовит студентов к реальной рабочей среде и делает их более востребованными на рынке труда.

– Насколько востребованы ваши выпускники на рынке труда?

– Наши партнеры часто проявляют заинтересованность в трудоустройстве всей проектной команды. Особенно в тех случаях, когда проектная команда работает слаженно и достигает хороших результатов. Это связано с тем, что ребята демонстрируют готовность к интеграции предлагаемых решений в производственные процессы. В результате наше взаимодействие с партнерами включает проработку различных моделей кадрового и ресурсного сотрудничества.

– Как в проекте «Инженерная школа 2.0» студенты учатся работать с искусственным интеллектом? Какие курсы и практические задания предлагаются, чтобы подготовить будущих инженеров к работе с современными технологиями?

– У нас функционируют лаборатории искусственного интеллекта и машинного обучения. Искусственный интеллект – это сквозная технология, проникающая во все процессы и отрасли. Поэтому в образовательных программах ГУАП предусмотрены обязательные модули по искусственному интеллекту для всех студентов. Помимо этого, мы предлагаем дополнительные курсы повышения квалификации в области искусственного интеллекта и технического зрения, включая интеграцию этих технологий в различные отрасли.

Например, студенты работают над проектами по поверке энергетического оборудования с использованием систем технического зрения и искусственного интеллекта. Еще одним направлением является распознавание объектов с применением искусственного интеллекта на борту беспилотных авиационных систем, использующих системы технического зрения и лидары.

 Какие перспективы у проекта «Инженерная школа 2.0»?

– Перспективы проекта безграничны. Одним из главных направлений является укрепление ресурсной самостоятельности учебных заведений через эффективное сотрудничество с партнёрами. Это не только помогает готовить высококвалифицированные инженерные кадры, но и способствует технологическому лидерству, что особенно важно в современных условиях.

Проект нацелен на выполнение задач национальных проектов технологического лидерства. Мы занимаемся подготовкой специалистов, разработкой прототипов и внедрением практических решений. Сосредоточившись на трех ключевых национальных проектах, мы можем более целенаправленно развивать проекты и привлекать партнёров, заинтересованных в достижении общих целей.

– Какой совет вы могли бы дать молодым людям, стремящимся построить карьеру в инженерии? Что стоит учитывать?

– Главное – не бояться пробовать новое и экспериментировать. Студентам-инженерам и будущим интеграторам инноваций важно исследовать разные отрасли и сферы, чтобы найти своё призвание. Свобода выбора поможет им осознать свои сильные стороны и способности. Пробуя себя в различных направлениях, они смогут определить область, в которой достигнут максимального успеха и внесут значительный вклад в развитие общества, страны и отрасли.