Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Павел Кузнецов: «Безопасность на дорогах начинается с уважения друг к другу и соблюдения правил»

Заместитель начальника отдела организации дорожно-патрульной службы Управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – о мерах по снижению аварийности с участием СИМов и создании безопасной среды для кикшеринга
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В Петербурге и Ленинградской области вопрос безопасности на дорогах остается актуальным, особенно с увеличением числа средств индивидуальной мобильности. В интервью «Петербургскому дневнику» заместитель начальника отдела организации дорожно-патрульной службы Управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Павел Кузнецов поделился информацией о мерах, направленных на снижение аварийности, включая сотрудничество с кикшеринговыми компаниями и образовательными программами для детей и родителей.

Количество происшествий на дорогах снижается

– Павел Николаевич, какие угрозы вы считаете на дорогах главными и почему?

– Степень и типы угроз на дорогах зависят от особенностей конкретного региона. В Ленинградской области наибольшие риски связаны с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, и превышением скорости. В городе эти проблемы встречаются реже, хотя нарушения скоростного режима остаются актуальными.

Одной из основных проблем остается вождение в состоянии опьянения. Для борьбы с этим мы регулярно проводим профилактические мероприятия, направленные на выявление таких случаев, и видим положительные результаты. Другой серьезной проблемой стало использование гаджетов за рулём. Водители часто отвлекаются на телефоны, что приводит к многочисленным авариям. Хотя сами по себе эти аварии не всегда серьёзные, они создают дополнительные пробки в перегруженном городском трафике. Многие водители не знают, как правильно оформить мелкие ДТП без вызова инспекторов, что усугубляет проблему заторов.

Стоит отметить, что дорожная обстановка в Северной столице, как правило, зависит от сезона. Летом аварийность традиционно ниже, тогда как зимой, особенно в условиях сложных погодных факторов, число ДТП возрастает. Однако радует, что в целом наблюдается положительная динамика: с каждым годом уменьшается как общее количество происшествий, так и их тяжесть.

– За счет чего это происходит? Помогают ли комплексы фото- и видеофиксации в снижении количества аварий?

– Анализ, проведённый Госавтоинспекцией, подтверждает, что камеры видеофиксации действительно способствуют снижению количества нарушений правил дорожного движения. Водители стали реже нарушать, что положительно влияет на общую безопасность на дорогах. Современные городские камеры фиксируют около 11 различных типов нарушений, включая выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и несоблюдение рядности. Мы анализируем статистику аварийности и выбираем приоритетные участки для установки стационарных и передвижных комплексов фиксации.

– Достаточно ли в городе установлено камер видеофиксации для эффективного контроля соблюдения правил дорожного движения?

– Количество камер ежегодно увеличивается, поскольку они доказали свою эффективность в снижении аварийности. Их число будет продолжать расти, ведь результат очевиден. Камеры играют важную роль, особенно учитывая невозможность размещения инспектора на каждом перекрёстке. Водители, зная о наличии камер, чаще воздерживаются от нарушений, особенно после недавнего увеличения штрафов. Всё это, безусловно, приносит положительные результаты.

– Хватает ли сейчас сотрудников для выполнения всех задач?

– Проблема нехватки кадров действительно существует. Однако это не снижает эффективности нашей работы. Мы по-прежнему активно выявляем нарушения и реагируем на них. Конечно, возросшая нагрузка ложится на плечи наших сотрудников, но мы делаем всё возможное, чтобы это не отразилось на уровне безопасности в городе.

Проблема СИМов обсуждается на уровне правительства

– С появлением новых средств индивидуальной мобильности растет число происшествий и общая напряжённость на дорогах. Особенно заметны инциденты с участием электросамокатов и электровелосипедов. Как ведётся работа по снижению аварийности с их участием?

– Эта проблема активно обсуждается на уровне правительства Петербурга и Законодательного собрания. Важно подчеркнуть, что создание безопасной среды для кикшеринга в историческом центре города практически невозможно. Поэтому правительство города приняло решение убрать кикшеринговые транспортные средства из центра. Уже в прошлом году стало заметно, что в центральных районах их почти не осталось. Однако в спальных районах их количество остается значительным.

Тем не менее кикшеринговыми компаниями решается вопрос о выделении специальных мест для парковки самокатов. Теперь они не будут беспорядочно разбросаны по городу. Кампании готовы поддерживать порядок и ограничить хаотичное размещение самокатов.

– Нужно ли водительское удостоверение для управления электровелосипедом? И где они имеют право передвигаться?

– Здесь существует тонкая грань. Обычные велосипеды не требуют наличия прав, но если мощность электровелосипеда превышает 250 Вт, то по Правилам дорожного движения он попадает в категорию мопедов, для управления которыми необходима категория «M». В таких случаях водителю потребуется наличие водительского удостоверения и защитного шлема, а передвижение по тротуарам запрещено.

Необходимо определить, относятся ли используемые электровелосипеды к категории мопедов. Однако наши коллеги из Москвы уже определили, что 80 % электровелосипедов фактически соответствуют характеристикам мопедов. Такие меры помогут уточнить требования к эксплуатации этих транспортных средств и привлечь виновных к ответственности.

– Есть ли надежда, что в скором времени ситуация улучшится, и электровелосипедисты перестанут хаотично передвигаться по тротуарам и дорогам, нарушая правила?

– Надежда есть. Если службы доставки примут наше предложение о введении временных ограничений на доставку, это может значительно изменить ситуацию. Когда курьеры будут знать, что у них есть строго отведенное время на выполнение заказа, у них не будет мотивации нарушать правила, чтобы быстрее доставить товар. Осознавая, что следующий заказ придет только через определенный промежуток времени, они будут меньше склонны к риску.

Одних штрафов недостаточно

– Какие у вас есть юридические инструменты для воздействия на службы доставки, если они продолжают игнорировать ваши рекомендации?

– Это сложный вопрос, так как речь идет о бизнесе, стремящемся максимизировать прибыль. Мы уже поднимали эту тему на заседаниях Законодательного собрания Петербурга. Надеемся, что наши предложения найдут отклик. Представители сервисов доставки заявляют, что планируют проводить дополнительные занятия по Правилам дорожного движения для своих сотрудников. Они также обещают отслеживать перемещения водителей.

Важно понимать, что большинство электровелосипедов принадлежат частным лицам, а не кикшеринговым компаниям. Насколько сервисы доставки прислушаются к нашим рекомендациям, покажет время. Со своей стороны, мы продолжим предпринимать меры для стабилизации ситуации. На сегодняшний день резкого роста числа ДТП с участием электровелосипедов не зафиксировано. Те происшествия, которые происходят, редко носят общественно опасный характер.

– Петербург входит в тройку лидеров по числу ДТП с участием электросамокатов. Участники движения часто используют их в нетрезвом состоянии, катаются вдвоем или позволяют управлять ими детям. Как сотрудники Госавтоинспекции фиксируют такие нарушения? Или это остается на совести владельцев сервисов?

– Безусловно, мы фиксируем подобные нарушения. Однако, чтобы эффективно решать проблему, необходимо взаимодействовать с сервисами аренды самокатов. Наши усилия направлены на то, чтобы прививать ответственное отношение к использованию электросамокатов, и мы регулярно обсуждаем эти вопросы с представителями сервисов на различных уровнях власти.

Постоянные погони за нарушителями на улицах выглядят абсурдно. Гораздо важнее проводить разъяснительную работу среди пользователей. Сервисы аренды уверяют нас, что у них есть механизмы контроля, позволяющие отключать самокаты при нарушении правил, например при движении вдвоем или пересечении пешеходного перехода без спешивания. Они также заявили, что в этом году кардинально изменят свою политику, чтобы избежать подобных нарушений.

– Достаточно ли велики штрафы, чтобы компании захотели соблюдать условия, а люди – не нарушать правила дорожного движения?

Максимальное наказание за нарушения составляет 800 рублей. Такой штраф грозит, если водитель электросамоката не спешивается, едет вдвоем или пересекает проезжую часть поперек. Однако, судя по практике, размер штрафа недостаточен для полного прекращения нарушений. Поэтому мы продолжим профилактическую и разъяснительную работу с кикшеринговыми компаниями, чтобы добиться соблюдения Правил дорожного движения.

Госавтоинспекция разрабатывает безопасные маршруты для школьников

– Учитывая увеличение числа участников дорожного движения, включая самокатчиков и велосипедистов, какие меры принимаются для обеспечения безопасности детей на дорогах, особенно вблизи учебных заведений?

– У нас в каждой школе разработаны маршруты «дом – школа – дом», которые ученики получают в виде вкладыша в дневнике. Эти маршруты специально прокладываются через безопасные зоны с пешеходными переходами и регулируемыми светофорами.

Сотрудниками Госавтоинспекции на регулярной основе осуществляются посещение учебных учреждений (школьных и дошкольных), включая высшие и средние профессиональные учреждения, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и повышение уровня правосознания несовершеннолетних участников дорожного движения. В проведении данных мероприятий участие принимают родители, педагоги, общественные и иные заинтересованные организации.

Проводятся многочисленные разъяснительные акции, направленные на выявление ошибок, которые взрослые участники допускают на дороге. Дети, в свою очередь, передают полученные знания своим родителям, помогая исправить неправильное поведение.

Наши усилия включают также проведение интерактивных занятий в школах, где создаются модели улиц, чтобы наглядно показать детям, как правильно переходить дорогу. Пропаганда безопасности имеет значительный профилактический эффект – чем больше людей осознают важность правильного поведения на дороге, тем меньше будет нарушений.

– В Петербурге проходят профилактические акции «Юный пешеход» и «Пристегнись». В чем заключается суть этих акций?

– В рамках акции «Юный пешеход» сотрудники посещают школы, где проводят занятия по Правилам дорожного движения для детей. Им подробно объясняют, как правильно вести себя на дороге. С водителями проводятся разъяснительные беседы по неисполнению требований Правил дорожного движения, уступить дорогу пешеходам, пользующимся преимуществом в движении.

Акция «Пристегнись» направлена на повышение осведомленности родителей о необходимости использования специальных удерживающих устройств при перевозке детей. К сожалению, мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда дети находятся в автокреслах, но не пристегнуты ремнями безопасности. Родители получают разъяснения о возможных последствиях таких решений. Иногда кажется, что несколько метров можно проехать без пристегнутого ремня, но даже такие короткие поездки могут обернуться трагическими последствиями в случае ДТП. В рамках данной акции проводятся мероприятия по выявлению нарушений правил перевозки детей в возрасте от 0 до 11 лет (включительно).

В проведении акции «Пристегнись» и «Юный пешеход» вовлекаются юные инспекторы движения для оказания практической помощи сотрудникам полиции при проведении разъяснительной работы с участниками дорожного движения.

– Какие ключевые направления деятельности Госавтоинспекции станут основными в ближайшие годы? Какие задачи считаются наиболее важными для обеспечения безопасности на дорогах города?

– Президент определил основной задачей Госавтоинспекции снижение аварийности и сохранение жизни людей. В ближайшие годы мы продолжим работу по сокращению смертности в ДТП и уменьшению тяжести их последствий. Эту деятельность мы осуществляем совместно с органами исполнительной власти города и области.

Мы реализуем комплексную программу, разработанную правительством, направленную на снижение смертности на дорогах. Она включает в себя улучшение дорог, разделение потоков и другие меры. Все эти усилия направлены на уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий.