
Наталья Индейкина: «Нельзя сидеть и ждать случая»

– Наталья, один из главных героев пьесы профессор Генри Хиггенс говорит, что «сегодня век выскочек». Не это ли определяющая тема спектакля и его актуальность?
– Тут дело даже не в выскочках. А в том, что такие люди, как Хиггенс, несмотря на свое умение красиво носить пиджаки и грамотно говорить, на самом деле очень закостеневший образец мертвого материала. Элиза в своей жизненной силе бесконечно лучше, чище, сердечнее, если хотите, духовнее, чем то общество, в которое ее привел Хиггинс. Поэтому все бесконечно звучащие там фразы типа «как вы себя чувствуете», не имеют к общению никакого отношения.
Да, люди, обладающие властью и деньгами, держатся за то, что они считают своей силой. Но есть другая сила – это жизнь, которая, как ниагарский водопад, все сметет. Может, кому-то покажется, что мои слова звучат несколько революционно, но я думаю, что они эволюционны.
– И все-таки конец спектакля навевает грусть. И опровергает сравнение главной героини с Золушкой. Не было ли у вас желания подсластить пилюлю?
– Каждый получил свое и пошел своей дорогой. Для Элизы стать частью того общества, к которому принадлежит Хиггенс, невозможно. Ну научил он ее носить платья, более-менее грамотно произносить «хау дую ду», и что?
Элиза – это не грациозная Одри Хепберн, которая мало имеет отношения к лондонской трущобе. Там все-таки Голливуд. Бернард Шоу гораздо глубже, чем этот мюзикл.
– Еще одна крылатая фраза, принадлежащая Хиггинсу, звучит так: «Никогда не упускай случая – он предоставляется не каждый день». Что для вас значит случай?
– Случай – это такая ненадежная вещь. Я, скорее, верю в продуктивную целенаправленную работу. А случай может быть, может не быть. Сидеть и ждать случая нельзя. Захочет тебе Бог подсыпать удачи, он это сделает, если увидит, что ты много работаешь. Нужно постоянно находиться в тренинге, потому что все есть движение, опыт, путь.
– А вы свою дорогу сразу нашли?
– Я закончила ЛГИТМиК (сейчас РГИСИ), где училась на курсе народного артиста РФ Семена Яковлевича Спивака. Потом был Театральный институт имени Бориса Щукина, который я закончила как режиссер. Моими мастерами были заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Михайлович Поламишев, автор учебников по режиссуре, и народный артист СССР Сергей Иванович Яшин, на тот момент бывший главный режиссёр театра имени Гоголя.
– На своей страничке «ВКонтакте» на первое место вы ставите профессию режиссера и только на второе – актрисы. Это для вас так важно? И должна ли женщина-режиссер обладать особыми качествами?
– Да, это принципиально. Сегодня среди учителей и врачей представители обоих полов. А по-настоящему хороших специалистов среди них не так много. Мне кажется, что нельзя рассматривать профессию режиссера, как и любую другую, по половому признаку. Есть профессионалы и есть не очень хорошие профессионалы. Бог его знает, какими качествами это определяется. Прежде всего, наверное, личностными – желанием и упертостью.
Я по первому образованию дирижер-хоровик, училась в музыкальном училище. И знаю, что если сидеть за роялем по шесть часов, то ты в конце концов будешь играть Рахманинова. А если восемь, то будешь играть еще лучше. Чем ты будешь сильней и дольше долбить киркой камень, тем эффективнее будет результат. Я бы так сформулировала.
– В числе ваших постановок есть мюзиклы и музыкальные спектакли. Значит, музыка для вас играет важную роль?
– Я бы сказала, одну из ключевых. Это действующее лицо. Я очень много сотрудничаю с российскими музыкальными театрами – Хабаровским, Барнаульским, Новосибирским и, конечно, петербургскими. Это всегда работа с композитором. И слава богу, у меня есть соавтор, это один из ведущих современных композиторов – Владимир Баскин. С ним мы создали немало произведений. Например, спектакль-мюзикл «Портрет Дориана Грея», который недавно прошел уже в сотый раз в Музыкальном театре имени Федора Шаляпина. Это для мюзикла очень много, особенно если учесть, что он был поставлен в 2017 году. С Баскиным я мечтала бы работать и дальше, как и с другим моим соавтором поэтом Эдуардом Гайдаем, который на сегодняшний день является главным режиссером Театра кукол имени Деммени.
– Вы умолчали о своей роли как либреттиста. Между тем «Великий Гэтсби» в год своего выхода занял второе место по посещаемости после «Лебединого озера» в Мариинке.
– Да, я практически во всех своих мюзиклах выступаю еще и как либреттист. Это «Портрет Дориана Грея», «Донна Флор и два ее мужа», «Первый бал Наташи Ростовой». Сейчас я буду ставить мюзикл «Анна Каренина» в Хабаровске. Я там тоже автор либретто, музыка Баскина. Так что творческий дуэт у нас сложился.
Поставить «Каренину» было моей давней мечтой. И то, что замечательный директор Хабаровского музыкального театра Никита Туранов позволил ее осуществить, мне на сегодняшний день достаточно. Все уже написано и сдано, скоро перейдем непосредственно к постановке.
– Сегодня много спорят о том, что такое театр: дом или, как считал Гоголь, кафедра. Какое понятие вам ближе?
– Вы знаете, концепция «театр-дом» мне совершенно не близка. Это приземляет, снимает какой-то волшебный флер. А вот театр-храм мне очень близок. К храму невозможно подойти с бытовым ощущением жизни. В храме человек ведет себя не так, как может вести себя дома. Храм обязывает прежде всего помнить о своей духовной составляющей.
– В конце 2024 года вам присвоили звание заслуженной артистки России. Сегодня, когда некоторые считают, что подобные звания надо отменить, что оно значит для вас?
– Никакого пренебрежительного отношения к наградам у меня и в мыслях никогда не было и не будет. Для меня быть заслуженной артисткой России с ее великой культурой не просто важно, а очень почетно. Мне кажется, что любой творческий человек должен четко понимать, что он работает не для себя, а для своего народа. И дай бог, чтобы то, что ты делаешь, приносило пользу стране.



