Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Воцерковление новых форм современной архитектуры»: Дмитрий Зубов о строительстве нового православного храма в Петербурге

Он расположится в Приморском районе города
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Возведение храма Преподобного Сергия Радонежского запланировано на Школьной улице, в непосредственной близости от дома 145 по улице Савушкина. «Петербургский дневник» пообщался с настоятелем храма Святого Преподобного Сергия Радонежского в Приморском районе Санкт-Петербурга и руководителем православного патриотического клуба ZOV Дмитрием Зубовым и узнал обо всем подробнее.

– Отец Дмитрий, вы являетесь настоятелем в храме Святого Преподобного Сергия Радонежского в Приморском районе. Сейчас у вас в планах возведение большого храма на этой территории.

– Первый, небольшой храм, который сегодня находится на этой территории, был задуман как временный. Это был мой первый опыт строительства дома Божиего и отсутствие финансирования никак не повлияло на его созидание. Имея изначально на руках всего 100 тысяч рублей, мы с единомышленниками смогли его построить. Удалось собрать древние образы, штат верных соратников, с которыми мы и работаем сегодня.

– Как родилась идея его создания?

– Она возникла из объективной реальности, в которой мы сегодня живём. Не секрет, что от успешности построения диалога между церковью и обществом зависит успешность христианского благовестия. Многие люди сегодня говорят: «Богу храмы не нужны», и я с ними абсолютно согласен. Богу храмы не нужны. Храмы нужны людям, чтобы не забывать о Боге. Поэтому строительство новых домов Божиев актуально всегда. Однако, с моей точки зрения, оно должно быть основано в том числе и на воцерковлении форм современной архитектуры. Уникальность храма в том, что по визуальной концепции он будет близок «Лахта Центру», неподалёку от которого он будет располагаться.

– Как разрабатывался проект?

– Плод этой работы является совместным трудом между церковью и обществом. Со стороны церкви выступали мы совместно с правящим архиереем Санкт-Петербургской митрополии – митрополитом Варсонофием. Основная мысль состоит в том, что мы стараемся уйти от удушающей консервации церковной культуры. При этом этом мы сохраняем сложившиеся образы церковных искусств, переосмыслив и воцерквовив их через современные архитектуру и дизайн. Мы стараемся прийти к неким новым формам. В какой-то степени это шаг в неизвестность. Но мы её не боимся, потому что церковь всегда смело смотрела вперёд и не боялась тенденций времени. Стоит понять, что не современность, а своевременность является основным принципом диалога церкви с миром.

– Насколько современный подход в визуальном оформлении храма соответствует церковным канонам?

– Нужно понимать, что канон – это не есть застывшая форма золотого периода христианского мира. Канон – это признанная форма для конкретного времени, и она может не отвечать тем задачам, которые стоят перед нами сегодня. Наша страна живёт в условиях мультикультурного мира. Очень часто из уст президента Владимира Путина и руководителей регионов можно услышать фразу о том, что Россия многонациональна. И это действительно так. Поэтому для того, чтобы быть понятными и услышанными большим количеством людей, необходимо создать такой архитектурный образ современного храмового пространства, чтобы он был максимально понятен людям. Новые формы храмового зодчества – интерьера, дизайна, архитектуры дают возможность церкви быть услышанной, потому что общаются с жителями современного города на одном языке.

Фото: предоставлено Дмитрием Зубовым

– Как вы это видите?

– Приведу пример. Ранее мы затронули тему «Лахта Центра», который построен в стилях минимализма и хай-тека, на сегодняшний день доказавшими свою жизнеспособность. Возможно, кому-то такой подход может показаться утратой неких культурных кодов. На что я скажу: мы их уже и без этого утратили. Дело в том, что строить храмы, располагающиеся в современной городской застройке, опираясь на визуальный ряд тех же псковской или новгородской традиции, сегодня не актуально. Мы должны понять, что само по себе ограничение культурного пространства церкви приводит не к превращению её в заповедное царство христианкой культуры, а к превращению церкви в некое «культурное гетто». Чтобы мы не стали «культурным гетто», нам необходимо найти свою идентичность в современном мире. Для того чтобы церковь не превращалась в эдакий «музей», мы должны осознать, что нам необходим апостольский выход в общество, который не боится противоречивости. Церковь показывает, что она не боится трудных задач и старается избежать удушающей консервации её культуры. В этом и состоит наша задача сегодня. Поэтому для нас важно совместить современную культуру минимализма с древнехристианской аскезой наших святых отцов. Эта аскеза может найти свой выход, реализацию через минимализм в архитектуре и, самое важное, в дизайне.

– Каким запланирован внешний вид храма?

– Согласно утверждённому проекту, высота храмового сооружения составит 39,9 метра без учёта высоты креста на куполе. Это делает его сопоставимым по высоте с окружающей застройкой, где преобладают здания от 30 до 47 метров в высоту. Архитектурная концепция включает стилобатную часть – особое основание храма, которое будет выполнено из крупных шлифованных гранитных блоков, имитирующих скальное основание.

При возведении храма мы планируем использовать ровно те материалы, которые использовались при строительстве «Лахта Центра». Это большие витражи, большие площади остекления, большие площади стилобатных конструкций. Сам вход в храм, по большей части, будет осуществляться через стилобат, то есть через тёмное помещение. Через него люди будут выходить к центральному залу, который будет наполнен энергией солнечного света. Это своего рода символ пути человека, идущего к вершинам духовной практики.

– Такой проект будет реализован в городе впервые?

– Не только в Петербурге, но и во всей России. Ничего подобного мы не встречаем ни в одном храме нашей страны. Это новое прочтение. Вместе с тем я бы хотел акцентировать внимание на одной простой мысли. Жизнь церкви во времени и пространстве ограничена культурными границами. Мы всегда проверяем, насколько это понятно, насколько это читаемо. Но церковь всегда проявляет реальность святого духа. Поэтому, говоря о некоем выходе за пределы привычного, мы говорим о тех инновациях, которые уже пришли в наш мир. Отказ от них будет свидетельствовать о ретроградстве. Именно для того, чтобы этого не произошло, нам необходимо дать новое прочтение церковному дизайну.

– На каком этапе находится реализация проекта?

– Так как финансирование осуществляется частным порядком, очень сложно спрогнозировать ответ на этот вопрос. Известная пословица гласит: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Поэтому о планах говорить не буду. Скажу лишь, что мы уже приступили к стадии, на которой прорабатываем все нюансы, связанные с несущими конструкциями, внутренними помещениями и так далее.

– Как можно внести свой вклад в строительство храма?

– Это можно сделать, связавшись с нами через мой профиль во «ВКонтакте» или позвонив по телефону 8 921 888 28 86.