Яндекс.Метрика
  • Антон Качалов

Экономист Эльвира Глухова объяснила, как правильно оценить бизнес

И зачем это делать
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Оценивать бизнес можно в разных ситуациях: когда компанию нужно продать или привлечь инвестиции, при реструктуризации, разделе или даже для стратегического планирования, рассказала радио Sputnik экономист, основатель компании «Кредитор» Эльвира Глухова. По ее словам, это помогает увидеть слабые и сильные стороны бизнеса. Есть три ключевых подхода к оценке.

Доходный

«Здесь мы используем метод дисконтированных денежных потоков (DCF). Мы прогнозируем денежные потоки компании в будущем, а также приводим их к текущей стоимости с учетом рисков. Это помогает учесть потенциал, но требует точных прогнозов, а они, как известно, всегда имеют погрешность. И второй метод – капитализация доходов. Подходит для стабильных бизнесов с предсказуемыми доходами. Здесь мы берем чистую прибыль за определенный период, а затем делим ее на ставку капитализации, которая отражает риски и ожидания инвесторов», – пояснила Глухова.

Затратный

«Этот метод особенно полезен для тех, у кого есть много материальных активов, например, производственных предприятий. Здесь есть еще два варианта для подсчета. Первый – чистые активы. Из стоимости активов компании вычитаем сумму обязательств. Так мы можем посчитать, сколько стоят чистые активы. У нас появляется объективность, основанная на реальных данных. Но мы не можем учесть нематериальные активы (бренд, репутацию, интеллектуальную собственность). Второй вариант – ликвидационная стоимость. Здесь мы оцениваем, сколько бы мы получили за активы, если бы нужно было срочно продать предприятие. Метод очень полезен в кризисных ситуациях, но обычно дает заниженную оценку», – рассказала Глухова.

Сравнительный

«Здесь будем использовать метод рынка капитала. Анализируем публичные компании, акции которых торгуются на бирже. Сравниваем их мультипликаторы (например, P/E – цена/прибыль), а затем применяем их к нашему бизнесу. Также можно использовать метод сделок. Смотрим, за сколько продавались похожие компании в последнее время. Но такие данные не всегда доступны, а также актуальны», – предупредила специалист.