Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

В Эрмитаже выявили неизвестные ранее работы внучки Петра Семенова-Тян-Шанского

Она была талантливой профессиональной художницей, человеком с сильным характером и хорошим чувством юмора
Фото: Фонд сохранения наследия семьи П.П.Семенова-Тян-Шанского

На фоне кропотливой работы по упорядочению художественного наследия семьи ученого, путешественника, государственного и общественного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского сотрудники Эрмитажа сделали открытие — выявили, отреставрировали и ввели в научный оборот неизвестные прежде работы внучки знаменитого ученого — Веры Дмитриевны Семеновой-Тян-Шанской. Она была профессиональной художницей, человеком с сильным характером и юмором, который в Эрмитаже смогли оценить спустя почти век.

Три в одном

Все началось с непринужденной беседы двух давнишних приятельниц искусствоведов — Людмилы Давыдовой, старшего научного сотрудника Отдела античного мира, хранителя скульптуры Государственного Эрмитажа и Елены Шишковой, заведующей лабораторией научной реставрации восточной живописи этого всемирно известного музея. В процессе переезда отделов в новые помещения они решили освежить оформление портрета историка античного искусства Оскара Вальдгауера, руководившего Эрмитажем в 1927-28 годах, перед тем как повесить его на стену в новом помещении античного отдела после переезда.

Вместо рутинной работы по перекладыванию портрета из старой рамки в новую их ожидало настоящее открытие. И не одно. Во-первых, под рамкой скрывалась три работы.

«Я открываю стекло и вижу что под первым портретом в профиль какой-то листок светло-коричневого цвета. Это был еще один портрет Оскара Фердинандовича, только в фас. Я вынимаю эти портреты и вижу, что они прикрыты задником, который является незавершенным живописным этюдом», — рассказала Елена Шишкова.

По ее словам, на обоих листах с портретами историка античности каллиграфическим почерком были выведены имя, отчество и фамилия автора - Веры Дмитриевны Семеновой-Тян-Шанской и дата: 1928 год.

В этом году изображенный на портрете ученый отметил свое 45-летие и 25-летие службы в Эрмитаже. Ни одна из трех работ до этого известная не была. Так Людмила Давыдова и Елена Шишкова раскрыли неизвестные прежде детали творчества известного мастера кисти Веры Семеновой-Тян-Шанской и восхитились сюрпризом, приготовленным художницей.

Как создавались портреты

Но и на этом открытия не закончились. Людмила Давыдова отыскала в архиве воспоминания Веры Дмитриевны о создании портретов.

Об Оскаре Вальдгауере художница написала так: «Имел очень большой успех своими лекциями… Я слушала на курсах в Институте истории искусств в 1926–29 годах. Он рассказывал о том, как возникла скульптура, как она стала выражением общего духа, как греки обычно искали идеал и выражали его формой. Он как-то выделялся среди других, был очень любезный. Ласковый. Душой говорил, как-то, бывало, "влезаешь" и слушаешь его, трудно оторваться.... И вот наступает его юбилей. Стали спрашивать, какой ему подарок нести. Предложила, нарисую его портрет. Тогда начала к нему в дом приходить. Рисовала, параллельно беседовали. Касались вопроса о Греции, вернее о скульптуре… Так и получился портрет Оскара Фердинандовича, который висит теперь в Эрмитаже».

В воспоминаниях о стиле лекций Вальдгауера, Вера Семенова-Тян-Шанская приводит момент сравнения двух величайших мастеров — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти: «Кто из них художник? И тот, и другой, не нужно их сравнивать, как нельзя спрашивать, что красивее – изумрудная глубина моря или мерцающий свет на листе, покрытом каплями росы. Леонардо – неизмеримо глубже, Рафаэль – неизмеримо поверхностен. Леонардо тонул в необъятном, Рафаэль летит полетом птицы, скользит по поверхности моря, то здесь, то там кончиками крыльев разбрызгивает блестящую пену с гребней волн… Но чайка знает море и знает, нужна ли глубина. И Рафаэль понимал вечные искания Леонардо и, я думаю, болел за них, трепетал перед теми горизонтами, которые один за другим должны были открываться четким взорам Леонардо».

Вальдгауер был профессором Ленинградского университета и Академии Художеств, с 1903 года работал в Эрмитаже. В 1913 году стал хранителем Отделения древностей, с 1917 года был заведующим этим отделом, а в 1927—1928 годах - как раз во время создания портретов - временно исполнял обязанности директора Эрмитажа. Он ввел научные методы организации музейной экспозиции.

Воспитание искусством

Дед художницы — выдающийся географ, первопроходец в горах Тянь-Шаня, организатор экспедиций в Центральную Азию, инициатор первой в России переписи населения в 1897 году, государственный деятель, активный участник государственной реформы по отмене крепостного права, вице-председатель Русского Географического общества Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский был крупным коллекционером и знатоком живописи.

«Живопись привлекала Петра Петровича еще с юных лет. Это была искренняя любовь, — рассказал директор Фонда сохранения наследия Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского и его потомков Владимир Семенов-Тян-Шанский, праправнук Петра Петровича.

Коллекция нидерландской живописи, собранная Петром Петровичем, была самой значительной в России, она насчитывала более 700 картин, около 3500 листов гравюр и офортов в том числе 205 офортов Рембрандта, более 150 гравюр Дюрера и находится в собрании Государственного Эрмитажа. Петр Петрович помимо научных работ написал и труд по искусствоведению «Этюды по истории нидерландской живописи».

Он был удивительно одаренным отцом - сумел передать детям и внукам любовь к науке и искусству. В семье было семеро детей и 15 внуков. Дети росли в окружении произведений искусства, увлеченно занимались рисованием сами. Многие потомки Петра Петровича стали профессиональными художниками.

Вера Дмитриевна обладала одним из самых ярких художественных дарований среди потомков Петра Петровича, прожив на свете более века. Она получила художественное образование в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств в Петербурге, училась в частной студии у Д. Н. Кардовского и О. Э. Браза, входила в самобытные художественные течения — «Новое общество художников», «Община художников», «Цех художников». Работала оформителем в Музее антропологии и этнографии Академии наук, в конце 1920-х - начале 1930-х годов работала в Государственном Эрмитаже, подготовила лекции по технике живописи, о которой рассказывала, анализируя картины старых мастеров. Но ушла из музея, когда часть из работ, входивших в коллекцию деда, были проданы за границу.

«Она пережила блокаду Ленинграда, внесла большой личный вклад в открытие и создание Музея Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского в деревне Гремячка Рязанской области. Лично привозила туда Папанина чтобы привлечь внимание широкой общественности к созданию музея и передала туда большое количество экспонатов», — рассказала Елена Колесникова, заместитель директора Музея-усадьбы П.П.Семенова-Тян-Шанского "Рязанка" в Липецкой области.

Работы Веры Семеновой-Тян-Шанской хранятся во многих государственных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Сама она обладала, по воспоминаниям членов семьи Семеновых-Тян-Шанских, железной волей, мужским характером и искрометным юмором. Елена Шишкова рассказала, что очень удивилась, что портрет Вальдгауера принадлежит женщине.

«Я думала, это мужская рука. Уверенно выстроенный портрет и сама личность ярко выражена в этом портрете. Еще не открыв рамку я отметила, что его создал художник, который обладал и школой, и способностью передавать личностные черты», — отметила Елена Шишкова.

Каталог и выставка

Интересно, что открытия в Эрмитаже происходили одновременно с созданием каталога художественных работ представителей фамилии Семеновых-Тян-Шанских, находящиеся как в частных коллекциях, так и в музейных собраниях разных городов России и зарубежья на средства гранта Русского географического общества. Изданный в Воронеже и представленный в Научно-исследовательском музее Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге каталог объединил более 400 живописных работ мастеров живописи и графики — дочери Петра Петровича Ольги (1863-1906), внучки Веры (1883-1984) и сыновей Вениамина (1870-1942) и Валерия (1871-1968). 50 из них будут представлены на выставке «Художественное наследие семьи Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского», она откроется 7 марта в Голубом зале Научно-исследовательском музея при Российской академии художеств и будет работать до 13 апреля.

Портретов Оскара Вальдгауера работы Веры Семеновой-Тян-Шанской на выставке не будет — они находятся в процессе оформления в коллекцию научного фонда Государственного Эрмитажа и пока не могут выставляться.