Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

Борьба за живучесть проходит на равных: чему и как учат девушек – будущих офицеров флота

Они обучаются по одной программе с юношами
Фото: Игорь Осочников / «Петербургский дневник»

В армии и на флоте немало специальностей, на которых женщины могут нести службу наравне с мужчинами. А порой – даже лучше их. Это, как говорил классик, объективная реальность. Для того, чтобы убедиться в правоте приведённых слов, достаточно побывать в Петергофе, где в Военном институте (военно-морском политехническом) академии ВМФ имени Кузнецова осваивают науку девушки – будущие офицеры Российского флота. Минувшим летом здесь прошёл уже пятый выпуск.

Помещение, в котором живут девушки, мало чем отличается от обычной курсантской казармы. Что не удивительно – здесь, как и везде в Вооружённых силах, властвует «его величество Устав». Кубрики на 4 – 6 человек с современным ремонтом. Плакаты с формой одежды на стенах. Но сквозь броню казарменного быта всё же прорывается девичья сущность. У дневального «на тумбочке» из-под зимней шапки выглядывают косы. И форма на тонких фигурах сидит лучше, чем наряд из дорогого бутика. А в одной из тумбочек – залежи косметики.

К слову о косметике, серьгах и других вещах, без которых женщине не обойтись. Лет семь назад, когда в военных вузах только начинали учиться первые девушки-курсанты, командование пребывало в недоумении – что можно, а что нельзя? Можно ли, к примеру, носить серьги? Если да, то какие – «гвоздики» или подвески? А как быть с маникюром и макияжем? Всеведущие уставы по этому поводу хранили гробовое молчание.

«Сегодня есть негласные правила – серьги, макияж, маникюр должны быть неброскими и аккуратными, – поясняет начальник курса капитан-лейтенант Ольга Лапина (здесь и далее фамилии изменены). – Девушки у нас собрались очень разные. У некоторых в семье есть военные – родители или близкие родственники. Такие пришли, чтобы продолжить династию. Но есть и те, кто вырос вдали от моря и никак не был связан с флотом. Но, независимо от этого, у всех практически один ответ на вопрос «зачем они здесь» – нравится женщина в форме, хочу служить».

Ольга уже два года возглавляет женский курс. До этого много лет отдала службе на флоте. В Петербург её перевели с Каспия.

«Когда только пришла, мне говорили – с женским коллективом будет очень тяжело, – вспоминает Ольга. – У парней возникающие конфликты и проблемы в общении урегулировать проще. Поэтому много времени и сил уделю воспитательной работе, беседую с девочками. Где это возможно, стараюсь идти им навстречу. Так что живём дружно».

И живут дружно, и поют хором в комнате отдыха под гитару. Не для галочки, для души.

Вообще курсанты-девушки стараются быть лучшими в институте. Вылет за неуспеваемость такая редкость, что никто не может вспомнить – когда такое случилось в последний раз? Девочки держатся за место, ведь каждой, чтобы попасть в институт, пришлось преодолеть конкурс больше десяти человек.

«Грустно смотреть на тех, кто не проходит по конкурсу, – рассказывает капитан-лейтенант Ольга Лапина. – Некоторые делают по две попытки поступить. А в прошлом году закончила обучение девушка, поступившая только с третьего раза».

Курсант третьего курса Надежда Алфёрова поступила с первого раза. Она пошла по стопам отца – капитана 2-го ранга в отставке, прослужившего на Севере 27 лет.

«У меня есть брат, – рассказывает Надежда. – Но он человек творческий и выбрал гражданскую специальность. Родители не настаивали, чтобы я выбрала профессию военного моряка. Но я видела морскую жизнь, и хотелось стать её частичкой, повторить судьбу своей семьи».

Возможно, поэтому, когда Надя решила поступать в военно-морской институт, отец помогал ей готовиться. Вместе бегали, занимались физподготовкой. Папа помог лучше подготовиться к ЕГЭ.

«Есть девушки, которые до института успели послужить, но их мало – всего две. Большинство девочек поступают после школы, – говорит начальник курса. – Им на первых порах во время общевойсковой подготовки приходится очень тяжело. Но когда в разговоре с ними касаюсь этой темы, ответ один: «Мне всё нравится, это всё моё!»

Программа подготовки у девушек ничем не отличается – занятия по общим и профильным предметам, строевая, физподготовка. По вечерам – самоподготовка. Все стандартно.

Но при этом, как в один голос уверяют преподаватели, с которыми удалось пообщаться, девушки осваивают науки гораздо лучше юношей.

«Они более мотивированы и стремятся показать себя лучше и сделать всё на «отлично», – делится заместитель начальника кафедры капитан 2-го ранга Алексей Фролов. – Всё досконально разберут, выполнят правильно, чтобы достичь максимального результата».

Алексей Фролов ведёт занятия по борьбе за живучесть корабля, одновременно учит покидать его в случае, когда затопление неминуемо.

На площадке одного из тренажёров, имитирующего отсек подводный лодки, звучит зуммер колоколов громкого боя, и вахтенный по громкой связи объявляет тип аварии и место. В отсек тут же ныряет аварийная партия – четыре девушки. Последняя задраивает за собой переборочный люк – в случае настоящей аварии им предстояло бы или победить, или так и остаться в затопленном отсеке. Девушки мгновенно определяются с типом необходимого для заделки пробоины аварийного инвентаря, и через небольшой промежуток времени вода перестаёт поступать в отсек. Мокрые насквозь, но с улыбками на лице они покидают тренажёр – задание выполнено.

«Мы обучаемся по одной программе с парнями, – рассказывает курсант четвёртого курса Диана Юдина. – Чуть ниже требования только по физподготовке. А в остальном многие преподаватели считают, что именно мы должны быть образцом, на который будут равняться остальные».

Диана родилась и выросла в городе Каменск-Уральский. Родители – оба педагоги, воспитывали её в духе патриотизма, вот и решила после школы связать свою судьбу в Вооружёнными силами. И хотя до ближайшего моря было очень далеко, выбрала флотскую специальность.

«Море – это было что-то неизвестное, как космос, романтическое. На флоте все другое – форма, звания, традиции, – поясняет свой выбор Диана. Теперь она уже сознает – что такое море. За спиной несколько практик. В том числе – корабельная, во время которой освоила обязанности матроса».

Но, положа руку на сердце, стоит признать – не только в физподготовке преподаватели делают скидки девушкам. Влезть в спасательный костюм и застегнуть его им пока очень трудно самим.

«У девушек прошли только первые занятия по покиданию аварийного корабля, – поясняет Алексей Фролов. – Они миниатюрные, а самые маленькие спасательные костюмы рассчитаны на рост 160 – 180 см, и им самостоятельно тяжело их надеть и застегнуть. Так что на первых порах помогаем. Но скоро они освоятся и пойдут дальше – им предстоит отрабатывать покидание аварийной подлодки через торпедный аппарат. Уверен – все справятся».

Говорят, что женщина на корабле – к несчастью. Правда, один знакомый капитан 1-го ранга рассказывал, что зародилось это суеверие в Англии. Дескать, у них там слово ship (корабль) женского рода. И поэтому к дамам she (она) моряков попросту ревнует.

В России всё не так. Поэтому девушки-курсанты на подобные суеверия внимания не обращают. Они учатся, осваивая такую же специальность, как и их коллеги-мужчины.