Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Денис Капустин: «Никому никогда не нужно сообщать никакие коды или личные данные»

Эксперт по безопасности – о противодействии новым уловкам мошенников
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Мошенники освоили новый способ обмана россиян. Для этого они используют чат-бот в мессенджере Telegram от лица «Почты России». О том, как не попасться на уловку злоумышленников, рассказал эксперт по безопасности Денис Капустин.

«В таких случаях нужно помнить непреложное правило – ни один государственный орган в России не общается с гражданами посредством чат-ботов, не просит их высылать коды из СМС-сообщений и т. д. Если вы регулярно получаете посылки или письма по почте, вполне разумно просто скачать на свой смартфон интернет-приложение «Почты России» и отслеживать все оправления в нем. Излишне говорить, что и в любом другом случае никому никогда не нужно сообщать никакие коды из СМС или личные данные. Никогда не проходите по незнакомым ссылкам в Интернете, присланным вам по почте неизвестными, не проходите никаких регистраций и не заполняйте никаких форм. Особенно – если вас об этом настойчиво просят по телефону при звонке с незнакомого номера», – указал Капустин.

Еще один полезный навык – никогда не стесняться положить трубку и перенабрать службу, которая вам якобы «звонит».

«Если вам якобы звонит «Почта России», ФСБ или другой госорган, просто перезванивайте в эти службы по официальным номерам, указанным в справочниках. Что касается кодов из СМС, то их нельзя пересылать вообще ни в каком случае. Например, перед 8 Марта многих девушек мошенники ловили следующим образом. Сначала присылали им относительно дорогой букет цветов, а потом просили продиктовать код из СМС якобы для «оценки работы компании-доставщика». В итоге многие дамы оставались с букетом цветов от неизвестного дарителя в руках, но без денег на своих счетах или с новым огромным кредитом на свое имя», – сообщил эксперт.

По его словам, очень часто мошенники рассчитывают на «эффект внезапности», стремясь застать свою жертву врасплох.

«Мне самому на прошлой неделе позвонили рано утром, когда я собирался на работу. Сказали, что меня якобы беспокоит «Петроэлектросбыт» и ко мне направлен электрик для проверки исправности счетчика электроэнергии. И попросили меня «продиктовать код из СМС, чтобы ввести меня в систему». Как ни странно, в первый раз мне по СМС пришел код для входа на сайт по поиску работы. Тогда мне сказали: «Извините, это ошибка, мы вам направили еще один код». Второй код пришел с какого-то странного интернет-адреса, вообще не имеющего отношения к «Петроэлектросбыту». Я спросил: «А какое отношение этот код имеет к конторе-регулятору?» В ответ мне сказали: «А это наше дочернее предприятие», после чего я просто повесил трубку и прекратил разговор. В общем, если вы действительно ждете посылку и вам вдруг позвонили «с «Почты России», то идите в отделение, на официальный сайт или в приложение этого ведомства», – заключил Денис Капустин.

Использующие эту схему мошенники обещают найти посылку или заказное письмо, но на самом деле пытаются украсть деньги пользователя, рассказали в Управлении по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ. Потенциальной жертве поступает звонок якобы от «Почты России» с информацией о заказном письме или посылке. Под предлогом «уточнения адреса» злоумышленники убеждают жертву воспользоваться чат-ботом в мессенджере Telegram. Цель последнего – получить доступ к аккаунту пользователя. Человеку предлагается ввести свои личные данные в предложенную форму «для авторизации». После ввода данных они немедленно попадают в руки злоумышленников, которые с их помощью взламывают аккаунты в «Госуслугах», банковских приложениях и выводят ваши деньги.