Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Новый закон о креативных индустриях: как Петербург становится модной столицей России

И как этому содействует городской проект «Петербургский дизайн»
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий» вступил в силу 5 февраля 2025 года. Этот документ стал важным шагом в поддержке дизайнеров, художников, музыкантов, IT-специалистов и других представителей творческих профессий.

Креативные индустрии – это...

Профессиональное сообщество понимает под креативной индустрией сектор экономики, который основан на интеллектуальной деятельности и создании уникальных продуктов, обладающих культурной, художественной или коммерческой ценностью. Виды креативных индустрий в законе определены обширно. В их число входит: культурное наследие (музеи, библиотеки, народные ремесла), информационные технологии (новые медиа, реклама, разработка ПО), прикладное творчество (дизайн, мода, архитектура, гастрономия).

Что меняет закон?

Документ призван создать единые правила для развития креативных индустрий. Однако многие полномочия переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Так, органы власти региона формируют реестры креативных индустрий, устанавливают критерии для отнесения к творческой промышленности, создают инфраструктуру поддержки, включая креативные кластеры. Такой подход позволит учитывать специфику каждого города, его культурные традиции и экономические особенности.

Что касается мер государственной поддержки, то субъекты креативных индустрий смогут получать финансовую, образовательную и информационную помощь. Это включает субсидии, гранты, доступ к государственному имуществу и образовательным программам. Документ особенно актуален для Северной столицы, где уже три года успешно реализуется проект «Петербургский дизайн», ставший моделью эффективной экосистемы для локальных брендов.

«Коренным образом новый закон не влияет на проект в части каких-то дополнительных обязанностей или ограничений, он скорее подчеркивает, что мы предвосхитили текущий тренд в развитии креативных индустрий и начали реализацию нашей идеи еще три года назад. Хотим продолжить демонстрировать изделия дизайнеров в торговых центрах и мультибрендовых магазинах, что позволит многим брендам найти своего покупателя на площадках партнеров. Это лучший результат из всех возможных, так как магазины «Петербургский дизайн» – это временный формат, цель которого выращивание брендов и помощь им в поиске своей ниши и аудитории», – сказал директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Валерий Береснев.

Все для предпринимателей

26 января завершился третий сезон проекта, объединившего более 260 брендов одежды, обуви, аксессуаров и товаров для дома. С 2022 года участники открыли 13 собственных магазинов, а продукция 26 брендов появилась в мультибрендовых сетях, включая московские. К 2024 году проект достиг новых высот: флагманский магазин в ТРЦ «Галерея», ротация дизайнеров между площадками для поиска аудитории и экспортная программа для 18 брендов.

«Я ощутила большую поддержку от проекта. Когда ты принимаешь в этом участие, то ты попадаешь в среду единомышленников. Опытные дизайнеры даже могут подсказать, где лучше приобрести ткань. Также «Петербургский дизайн» дал возможность проявить себя на нескольких торговых площадках. И с каждым новым сезоном проект развивается», – поделилась основатель бренда среднего сегмента ToryZak Виктория Козак.

Обучающая программа проекта при участии Британской высшей школы дизайна помогла 54 брендам защитить выпускные работы, а шестеро лучших попали на страницы журнала. Лекциями осталась довольна Виктория Козак. Петербургский дизайнер отмечает, что программа проекта эволюционировала от общих занятий с теорией до полезных мастер-классов, где основы продаж дают ведущие эксперты модного мира.

«Мы делали задания и защищали свои работы. Научились рассчитывать кэш-флоу и пионель нашего бизнеса. Мы поняли, как правильно управлять бюджетом. Далее мы узнали, как строить ассортиментную матрицу. По сути, нам дали инструмент, который мы можем применять на каждую новую коллекцию и узнавать её эффективность. Ценной была и лекция с Игорем Чапуриным», – прокомментировала Виктория Козак.

Финансовая поддержка также играет роль: беззалоговые займы до 5 миллионов рублей под 1% годовых. Ещё один приятный бонус – сертификат на пошив одежды до 350 тысяч рублей. Город софинансировал до 80% затрат на производство и позволил создать порядка 7500 изделий на местных производствах. Виктория Козак воспользовалась этой возможностью. На местных фабриках она сшила 97 предметов одежды, большинство из которых – пальто.

«Сертификаты помогли нам познакомиться с крупными производствами и укрепить связи. К слову, такая практика помогла мне начать работу на цифровой платформе», – отметила предприниматель Виктория Козак.

Покоряют подиумы

С помощью «Петербургского дизайна» участники вышли на новый уровень. Они представляли свои работы на крупнейших модных площадках страны. Подиумы St. Petersburg Fashion Week и Podium seasons стали для дизайнеров не просто сценой, а настоящей проверкой мастерства. Но самым волнительным моментом творцы отмечают презентацию лучших образов перед губернатором Александром Бегловым.

«Событие проходило в конце декабря 2024 года. Тогда мы сами выходили в качестве моделей. Это было волнительно. Не знаю, где бы такая возможность еще представилась», – прокомментировала Виктория Козак.

Наталья Тарута – сооснователь российского бренда верхней одежды Onicape. Ей запомнилось участие в главной фэшн-выставке CPM (Collection Première Moscow) в столице России. На площадке каждый из восьми петербургских брендов представил товары не менее чем на один рейл, то есть 10-12 артикулов одежды.

«Выставка проходила осенью, мы там представляли коллекцию на сезон весна-лето 2025. Система такая: ты приезжаешь, показываешь модели, и байеры могут заказать у тебя какое-то количество изделий разных размеров», – рассказала Наталья Тарута.

Принятый закон создает правовую основу для тиражирования успешных практик, подобных «Петербургскому дизайну». Сами участники проекта видят в нем потенциал для расширения мер поддержки, например, выход на рынки других регионов.

«Думаю, что также можно расширить географию нашего петербургского комьюнити дизайнеров и выйти на Москву, Нижний Новгород или Казань, – говорит Наталья Тарута. – Интересно будет поучаствовать в разных событиях, где могут быть организованы поп-апы».

Планы на будущее

В 2025 году проект продолжит свою работу. В планах – продвижение продукции дизайнеров на маркетплейсах под рамочным брендом «Сделано в Санкт-Петербурге».

«По данным аналитической компании Data Insight, 84% россиян в 2024 году покупали одежду и другие принадлежности на маркетплейсах. Поэтому в рамках работы с крупными интернет-ретейлерами мы планируем подсветить наших дизайнеров в отдельном разделе товаров. Это шанс выделиться на фоне конкурентов и подчеркнуть уникальность предложений, а для некоторых участников проекта это и первый опыт торговли на известных онлайн-площадках», – подчеркнул Валерий Береснев.

Укрепляя статус города как центра моды, «Петербургский дизайн» демонстрирует, как сочетание государственной поддержки, образования и бизнес-инструментов может превратить творческие идеи в успешные предприятия.

«Петербургский дизайн» был признан лучшим кейсом по поддержке креативных индустрий в рамках премии «Мой бизнес» в 2023 году, проводимой Минэкономразвития. Также концепция проекта изложена и пользуется спросом на сервисе «Смартека». Мы регулярно получаем вопросы касательно создания такого проекта от коллег из регионов и всегда делимся накопленными знаниями и опытом. Однако всегда следует учитывать специфику рынка и потребительского поведения каждого отдельного региона, поэтому универсального рецепта успеха быть не может. Стоит отметить, что проект – временная мера поддержки для развития отечественных брендов легкой промышленности, а не конкуренция уже успешно существующим бизнесам», – подчеркнул директор Фонда развития субъектов МСП.

С вступлением закона в силу подобные инициативы получили дополнительный импульс, а российский дизайн – шанс заявить о себе на мировой арене.