Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Максим Кадаков: «Для возвращения автопроизводителей нужно прежде всего политическое решение»

Автоэксперт – о возможности нового прихода восточных автобрендов в РФ
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Наметившееся потепление в отношениях между РФ и США сразу же спровоцировало разговоры о возможном возвращении в Россию мировых автогигантов. По мнению главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, произойдет это не раньше отмены санкций в отношении РФ.

«Пока все это лишь разговоры, никто из автогигантов еще не заявлял, что собирается возвращаться на наш рынок. Но стоит учесть, что многие компании полностью никуда и не уходили. Допустим, та же Hyundai живет и работает здесь. Это же касается KIA, Subaru, Suzuki, Mitsubishi и некоторых других. Все они сократили состав своих офисов, но тем не менее люди там работают, получают зарплату, поддерживают отношения с дилерскими сетями, переподписывают договоры и обеспечивают гарантию на свои автомобили. То есть ряд иностранных компаний и не уходил из РФ, они просто перестали продавать здесь напрямую свои новые автомобили. Но они активно помогают своим дилерам и пытаются сделать так, чтобы лояльность покупателей не исчезала», – сообщил «Петербургскому дневнику» Максим Кадаков.

Кроме того, за многими автогигантами сохраняется право обратного выкупа своих бывших автозаводов в РФ, напоминает он.

«Среди них Renault-Nissan, Toyota, Mercedes, Hyundai и ряд других. За кем-то это право сохранено на два года, за кем-то – на 5-6 лет. Но сейчас ситуация серьезно изменилась по сравнению с той, которая была на момент их ухода из России. Теперь наше государство в лице Минпромторга будет выставлять целый ряд условий для компаний-«возвращенцев». И тут есть два принципиальных момента. Первый – это возобновление продажи автомобилей в России, второй – это обратный выкуп своих заводов и возобновление производства. С возобновлением продаж чуть проще, потому что, возможно, здесь даже не будет каких-то дополнительных условий со стороны властей. Разве что введут какой-то дополнительный тариф или налог, если те же Honda или Suzuki захотят вновь ввозить в Россию свои авто и продавать их».

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Что касается обратного выкупа автозаводов, то здесь власти однозначно выставят автогигантам целый ряд условий, считает он.

«Как минимум, это совместное владение предприятиями, выкупаемыми обратно. Скорее всего, с преимущественным российским владением – 50 % плюс «золотая акция». То есть та же Hyundai сможет далее владеть своим заводом, но совместно с правительством Санкт-Петербурга. Кроме того, автогигантов могут заставить хранить свою техническую документацию на российских серверах, и там же – все программное обеспечение, используемое и на производстве, и в самих автомобилях. Все это уже перечислили российские сенаторы в своем письме в Минпромторг, добавив еще два условия. Первое – это максимальная локализация производства в РФ, которая была и раньше. Те же Renault-Nissan или Toyota сделали в этом плане намного больше, чем пришедшие им на смену китайские производители».

Есть и второе условие, выдвинутое для компаний-«возвращенцев» членами Совета Федерации РФ.

«Сенаторы заявили: если компания хочет вернуться в Россию, то государство, которое она представляет, должно сначала снять с нашей страны все экономические санкции. Но на деле все может быть с точностью до наоборот – сначала, допустим, Япония должна снять санкции с РФ, и только потом возможно возвращение ее компаний на наш рынок. Ни один автогигант не станет выкупать свой завод в России, если страна, которую он представляет, находится в политической конфронтации с Москвой. Подчеркну: все разговоры о возвращении автогигантов в Россию бессмысленны до тех пор, пока не будет отменен санкционный режим, введенный против нас в 2022-2023-м. Те же корейцы давно находятся «на низком старте» в плане возвращения в РФ, но они не могут ничего сделать, пока им не даст соответствующее разрешение корейское министерство-регулятор. А корейский регулятор ничего не сделает до тех пор, пока ему, в свою очередь, не даст «отмашку» Минфин США», – указал Кадаков.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Как только будет политическая воля, скорость возврата автопроизводителей в Россию будет регламентирована только скоростью оформления соответствующих документов.

«Поскольку сами заводы, по сути, находятся в рабочем состоянии, то перезапустить на них производство иностранные компании смогут примерно в течение года. Думаю, первыми могут вернуться корейцы, за ними – японцы, а вот сроки возвращения европейских автогигантов прогнозировать сложно. Мы видим, какую политику сейчас проводит руководство ЕС, поэтому говорить о каком-то позитиве в ближайшем будущем бессмысленно», – отметил Кадаков.

При этом компании-«возвращенцы» вряд ли смогут быстро вернуть себе ту долю рынка, которую они занимали до ухода из России, считает он.

«В 2021-м доля китайских автомобилей на нашем рынке составляла 6,8 %, а сейчас – 60 %. Тем не менее многие покупатели в РФ охотно пойдут за машинами известных брендов. В конечном счете все будет определяться ценой авто. Ведь все привычные ориентиры у нашего покупателя давно сбиты, он очень легко «мигрирует» от одного бренда к другому. Он пойдет туда, где ему предложат машину дешевле. Если японцы и корейцы предложат цены, сопоставимые с китайскими брендами, то, скорее всего, покупать будут именно у них. А вот если их автомобили будут в итоге стоить дороже, то конкурировать с китайцами им будет тяжело», – заключил автоэксперт.

На днях российские СМИ сообщили о планах компании Toyota вернуться на российский рынок, этот сценарий обсуждался на встрече представителей компании с дилерами из РФ. В Петербурге у японского производителя был свой автозавод, где выпускались седаны бизнес-класса и кроссоверы. Предприятие было продано летом 2023-го ФГУП «НАМИ». Сделка не предусматривала опции обратного выкупа, но с тех пор производственную площадку так и не удалось перезапустить. Так что в теории у Toyota есть шанс вернуть ее в собственность.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Возобновившийся интерес к России ушедших автобрендов подтвердили и иностранные СМИ. Так, гендиректор французского Renault Лука де Мео заявил, что не исключает повторного выхода на российский рынок. В России французам до 2022-го принадлежали две трети АвтоВАЗа и завод в Москве, где теперь собирают автомобили «Москвич». По данным корейских масс-медиа, о возвращении на площадку в Петербурге задумались и в Hyundai. Компания может принять решение уже в 2025-м, если «будет урегулирован конфликт на Украине». В пользу такого варианта говорит сохраняющаяся возможность обратного выкупа завода. А также наличие у корейцев завода двигателей, построенного в Северной столице.

По мнению экспертов, для Hyundai оба завода в Петербурге были главной производственной площадкой в РФ. Они помогали марке находиться в тройке самых популярных брендов среди россиян, модели Rio, Solaris и Creta входили в число самых популярных моделей. Нынешний собственник автозавода Hyundai продолжает выпускать те же машины, но под новым брендом Solaris. А значит, возвращение корейцев не потребует серьезной перестройки производственных процессов. К тому же у них в России сохранилась собственная сеть автодилеров.

Другой представитель петербургского автопрома сейчас готовится сократить производство. «Автозавод Санкт–Петербург», ранее принадлежавший японской Nissan, втрое снизит выпуск автомобилей Xcite, под этой маркой компания выпускает китайские Chery. По данным агентства «Автостат», в 2024-м предприятие собрало около 20 тысяч машин Xcite, но продать смогло только 5,5 тысячи. В этом году «Автозавод Санкт-Петербург» планирует выпустить лишь 6,5 тысячи авто.

Кстати, Nissan также оставил за собой опцию обратного выкупа завода. В нынешней политической ситуации важно, что автокластер в Петербурге создавался компаниями из Японии и Кореи, которые экономически тесно связаны с США, а не с Европой. Поэтому именно корейцы и японцы имеют наибольшие шансы на возвращение в РФ. Президент РФ Владимир Путин уже поручил правительству «отрегулировать» возвращение иностранных компаний так, чтобы у местных автопроизводителей сохранились преимущества, полученные при уходе конкурентов. А в Совете Федерации предложили обязать компании-«возвращенцы» открывать совместные предприятия с нашими производителями. При этом работа должна вестись «в рамках общих правил и высоких требований к локализации производства».