Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В Петербурге отреставрируют Rolls-Royce Владимира Ленина

Автомобиль покажут посетителям не раньше 2026 года
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В Фонде науки и техники Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится машина британской марки Rolls-Royce первой половины XX века. По легенде, она принадлежала Владимиру Ленину. В ближайшее время автомобиль отреставрируют, а жителям и гостям города его покажут не раньше 2026 года.

«Автомобиль произведен в Англии в 1916 году. Об этом мы можем говорить с уверенностью, так как до нас дошел заводской номер некоторых автомобилей той же серии, сохранившихся в музеях и частных коллекциях. Также известно, что машина была приобретена для нужд советской власти. На ней ездил сам Владимир Ленин. По легенде, она побывала на территории усадьбы Большие Горки (сегодня – музей-заповедник «Горки Ленинские»). Там, вероятно, использовалась для загородных прогулок вождя, в том числе благодаря тому, что ее можно было пересобрать в вездеход», – рассказывает главный хранитель Государственного музея истории Петербурга Вероника Коппель.

В 1924 году, как известно, Владимир Ленин умирает, а в 1936 году в стране создают Центральный музей вождя мирового пролетариата с филиалами в крупнейших городах страны и мемориальным музеем вождя в Горках.

Спустя 26 лет, в июле 1964 года, при Главном управлении художественной кинематографии была создана специальная комиссия по контролю над производством фильмов о Владимире Ленине. По ее инициативе «Ленфильм» получил Rolls-Royce на временное хранение. В конце лета 1964 года машину доставили из Москвы в Ленинград.

Поскольку машину предполагалось использовать как игровую, двигатель не ремонтировали, а заменили на мотор от ГАЗ-51. Подлинный двигатель Rolls-Royce был демонтирован и передан на «Ленфильм». Под наблюдением консультанта по старинным автомобилям машину поставили на новые колеса, заново сделали крылья и окрасили в черный цвет, установили пару новых фар, и уже в 1965 году машину использовали на съемках фильмов «На одной планете» и «Залп Авроры».

В конце того же года автомобиль приняли на постоянное хранение в Ленинградский филиал Центрального музея Ленина Мраморного дворца. В 1966 году, уже будучи экспонатом музея, Rolls-Royce принял участие в съемках еще одной картины «Ленинианы» – «Поезд идет в новое», а также в картине «Мосфильма» – «Шестое июля». После чего автомобиль экспонировался в вестибюле Мраморного дворца.

«В октябре 1995 года на киностудии «Ленфильм» провели косметический ремонт автомобиля. Тогда же уточнили перечень его подлинных частей. Однако научная экспертиза и реставрация не проводились. В конце 90-х машину передали в фонд Государственного музея истории Петербурга, – говорит Вероника Коппель. – В ближайшее время мы планируем отреставрировать Rolls-Royce и в 2026 году включить в экспозицию, чтобы показывать автомобиль гостям музея».

По словам заведующего реставрационной мастерской Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ильи Соловьева, большинство деталей автомобиля уже не оригинальные, то есть не имеют отношения к автомобилю 1916 года. Помимо двигателя, который, как уже говорилось выше, заменили на ГАЗ-51, у машины установлены шасси советского производства.

«Задание на проведение реставрации автомобиля находится в работе. Однако уже сейчас понятно, что, к сожалению, исторический двигатель восстановить не получится. Кроме того, мы будем решать вопрос о возможности закупки оригинальных деталей, если такая представится. В нынешней реальности это может оказаться весьма затруднительно. Поэтому, скорее всего, придется воссоздавать детали автомобиля, делая их точные копии. Помимо двигателя, вероятно, здесь заменены фары и обивка кабины машины. Отмечу, что даже после реставрации автомобиль не будет ездить. Мы работаем с полноценным музейным экспонатом», – рассказывает Илья Соловьев.

По словам эксперта, в будущем автомобиль должен экспонироваться в закрытом отапливаемом помещении, чтобы «не страдало ни лакокрасочное покрытие, ни резина».

«Много вопросов вызывает цвет автомобиля. Предварительно, есть мнение, что он не всегда был черным, его подлинный цвет другой – коричневый. Этот момент нам еще предстоит прояснить с помощью анализа образца лакокрасочного покрытия. Конечно, во время реставрации мы будем работать с доступной нам литературой и архивами», – говорит Илья Соловьев.

Пока специалистам сложно сказать, сколько времени займут реставрационные работы. По предварительной оценке, уйдет не меньше года.