
«Исследование личности во время стремительных перемен»: петербургская писательница Екатерина Красногорская о современной литературе

В эти дни в Академии творческих индустрий «Меганом» в Крыму проходит первый модуль «Издательской программы «Таврида.АРТ». Она состоится в несколько этапов, включая онлайн- и офлайн-модули, и завершится 24 октября 2025 года. Из более чем 500 претендентов на прохождение обучения финальный отбор на участие в программе прошли 95 писателей из 35 регионов России. Среди них молодой прозаик из Санкт-Петербурга Екатерина Красногорская (Витион).
«Петербургский дневник» пообщался с Екатериной и узнал о её пути писателя, работе над первой книгой и не только.
– Екатерина, что вас вдохновило на то, чтобы стать писателем?
– Я тот самый человек, который пишет с раннего детства. Это стиль жизни. Счастье созидания и проживания множества жизней. Сначала я писала для себя, для своего удовольствия или чтобы сбежать в вымышленный мир от тяжелых переживаний. Это было место максимальной свободы и в то же время концентрация контроля над происходящим – в своих историях я получала стабильность и поддержку.
Учителя и родные видели во мне искру и помогали её разжечь. Благодаря им я с юных лет публиковала свои истории и стихотворения и выиграла несколько конкурсов молодых писателей, что, честно говоря, стало одними из самых счастливых и ярких, но абсолютно неожиданных моментов в моей жизни. Это дало мне шанс показать свои работы за пределами нашего уютного уголка мира. Так я почувствовала восторг не только от созидания, но и от возможности делиться результатом и наблюдать за тем, как по-разному одна и та же история может влиять на умы и состояние человека. Получая такой дар, ты просто не можешь от него отказаться!
– Профессия, в которой вы работаете, не связана с писательством.
– Все верно. Моя основная профессия – менеджер по проектному планированию в сервисно-производственном холдинге по разработке и внедрению высокотехнологичного оборудования и услуг для решения задач нефтегазового сектора. Также являюсь практикующим психологом. Работа в найме, психологическая практика и писательство – все это помогает оттачивать уже имеющиеся навыки и подпитывать вдохновением разные стороны моей личности. В офисе я в системе и порядке, это четкая иерархия, правила и причинно-следственная связь. В психологической практике я проводник и опора. В писательстве я создатель. Это разные роли, каждая из которых формирует и наполняет мою личность. Они часто пересекаются и дополняют друг друга, делая мой опыт и вклад в общество уникальным и важным. Поэтому я не вижу смысла полностью уходить во что-то одно, для меня лучше работает переплетение возможностей и функционала.
– Как вы узнали об «Издательской программе «Таврида.АРТ» и почему приняли решение подать заявку на участие?
– О программе я узнала из телеграм-канала одного из ее мастеров. Импульс откликнуться пошел сразу. Сомнений и страхов было огромное количество, но в этом же вся суть. Когда очень страшно – значит это действительно важно!
– Какие перспективы, на ваш взгляд, открывает участие в программе?
– Участие в этой программе открывает для меня возможность получить важную экспертную оценку текста и рекомендаций по его улучшению не только от мастеров и мастодонтов издательского дела, но и от потенциальных читателей. Но что еще более ценно – я встретила здесь своих единомышленников. Творцов, по-настоящему горящих своими идеями.
– Можно ли сказать, что площадки, подобные Академии «Меганом», – отличный шанс для поиска вдохновения?
– На сто процентов да! Когда находишься в кругу единомышленников, возможно всё. И бессонные ночи, полные обсуждения идей и разборов сюжетов. И написать идею книги с четкой структурой всего за неделю, из которой у тебя свободных всего пару часов. Все возможно, потому что ты попадаешь в максимально поддерживающее общество, и весь твой день наполнен только любимым делом.
И, главное, сам город молодых творцов – это идеальное место, отражающее дух творчества! Находясь здесь, можно набрать огромное количество идей, просто прогулявшись по территории. А любой из встречных готов к открытому диалогу, и, задав всего один вопрос, ты можешь услышать сотни вдохновляющих и трогающих твою душу историй.
– С какой задумкой вы приехали на программу ?
– Задумка истории, которая легла в основу моего произведения, вылилась из одной мысли: а что если упавший метеорит заставит поднять историю целого рода и узнать его самые страшные тайны? По сюжету наша героиня приезжает с родителями в полувымершую деревушку на окраине России, чтобы провести летние каникулы у бабушки. Там она объединяется со своими друзьями. А что молодежь делает, когда им скучно? Правильно, лезет туда, куда вообще не надо. И вот вследствие одной такой вылазки героиня открывает для себя деревню-призрак, рядом с которой много лет назад упал метеорит. После его падения все жители этой деревни умерли в течение всего пары дней. Узнав этот факт, она погружается в историю этого места, его жителей и ужасов, здесь происходивших, и все это зацикливается вокруг её рода. История её предков – это калейдоскоп страшных наказаний за желания, гордость, уныние и ярость. Что это? Необъяснимая мистика или человеческая природа? И что страшнее? На эти и другие вопросы предстоит найти ответы по ходу сюжета.
В канву некоторых персонажей вшиты истории моих предков. Конечно, с большой долей выдумки в угоду жанру. Многие из этих историй я услышала от своей бабушки, и она стала одним из важных персонажей этой книги. Когда я ехала в поезде в Крым для участия в программе, моей бабушки не стало. Я верю, что единственно важное, что останется после нас, – это наши истории. Это моя возможность рассказать её историю.
Зачем это всё читателям? Я очень хочу пробудить в людях желание узнать о себе и о своих родных больше. Потому что часто мы даже не представляем, какие слепые пятна прячутся в нас и как охотно мы повторяем привычные, часто разрушительные паттерны.
– Как родилась задумка книги, с которой вы приехали в академию?
– Задумка моей книги родилась из историй моих предков. Мне всегда были интересны слепые пятна в нашем сознании. Те паттерны, которых мы не осознаем, но они неизменно влияют на нашу жизнь. Часто эти слепые пятна передаются от родителей к детям, и выявить их, осознать, а значит, трансформировать можно, только узнав о них. Для этого так важны истории! Понимание того, кем были твои родные, чем жили, занимались, что с ними происходило. Ведь это то, что формирует наше сознание и культурный код. Я продолжаю узнавать свою историю и историю своего рода, и чем дальше, тем больше! Больше осознания, сопереживания, гордости. Узнать, кто ты и откуда, чего хочешь и почему, – это то, на что я хочу вдохновить своих читателей.
– Спустя несколько дней обучения появились ли у вас новые знания о писательском мастерстве?
– Инсайтов огромное множество! Я безмерно благодарна этой программе и потрясающим мастерам и экспертам! Я понимаю, почему этих людей считают мастодонтами своего дела. За несколько дней я не только четко отследила и скорректировала собственную задумку и возможности её реализации, но и получила огромное количество новых идей. Это то самое состояние, когда ты потребляешь огромное количество важной для тебя информации и твое сознание настолько «горит» ею, что ты просыпаешься посреди ночи, хватаешься за ручку или диктофон, чтобы записать очередную мысль или инсайт.
Если говорить о результатах в целом, то для меня идеальным итогом первого модуля станет четко сформулированная структура и видение всей книги в целом. А по итогам всей программы надеюсь создать книгу, которая заставит читателей прожить огромный диапазон эмоций и, возможно, вдохновит их на исследование собственной семейной истории.
– Исходя из своего опыта и общения с коллегами на программе, как вы считаете, какой он – современный писатель?
– Современный писатель – мультимедийный. К счастью или к сожалению, современный автор сейчас работает на пересечении разных форматов: пишет тексты для соцсетей, создает подкасты, ведет блоги, участвует в литературных фестивалях. Нам важно быстро откликаться на актуальные события, играть с жанрами, размывая границы, понимать и чувствовать свою целевую аудиторию и работать с ней, говорить на понятном языке. Мы доступны и интерактивны благодаря тесной связи с читателями через соцсети, встречи, фестивали, мастер-классы. Наши читатели на расстоянии одного клика от нас.
– На программе прошло обсуждение темы ИИ в литературе. Ваше мнение по этому поводу.
– ИИ сейчас может быть классным помощником, но не более. Я знаю ребят, которые создают в нейронке образ главного героя из своей книги и общаются с ним, чтобы вдохновиться или почувствовать, как мог бы говорить человек с теми особенностями и характеристиками, которыми автор его наделил. Это здорово, это вдохновляет и помогает зарядиться на работу. Также сейчас на программе у нескольких ребят есть задумки книг об ИИ, и они потрясающие! ИИ – это что-то, о чем человечество давно говорит, но всё ещё опасается. А там, где наши эмоции и фокус внимания, там возможности.
– Как вы считаете, какая она – литература современной России?
– Я считаю, что она переживает интересный период трансформации. В ней огромное разнообразие голосов и направлений, которые отражают те самые «слепые пятна», о которых я пишу в своей книге. Основные задачи заключаются в работе с исторической памятью, посылы и смыслы – в исследовании личности во время постоянных и стремительных перемен.
Мы осмысляем свой исторический опыт. Исследуем, отражаем и дополняем культурный код. «Терапизируемся» через творчество.
– Что важно именно вам донести через своё творчество до читателей?
– Я очень хочу пробудить в людях желание узнать о себе и о своих родных больше. Потому что часто мы даже не представляем, какие слепые пятна прячутся в нас и как охотно мы повторяем привычные, часто разрушительные паттерны.