
Как восстанавливают военную летопись Петербургской филармонии

В работе центра проект «Военная летопись филармонии» занимает особое место. Поступившие сюда афиши и документы – подлинные свидетельства эпохи, причем большинство из них сохранилось в единственном экземпляре.
Музыка того времени
«Наш проект посвящен драматическим и героическим годам Великой Отечественной войны, а также роли культуры в период труднейших испытаний, выпавших на долю Отечества. Он не имеет аналогов», – вводит в курс дела заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор.
Надев белые перчатки, доктор исторических наук бережно касается афиш, рассказывающих о пребывании оркестра Ленинградской филармонии в эвакуации в Новосибирске. И с величайшей осторожностью листает материалы, связанные с теми сотрудниками Филармонии, которые оставались в блокадном Ленинграде.
Вот записная книжка директора Филармонии Бориса Хаиса, памятный фотоальбом, посвященный блокадным будням, фотографии и программки, которые позволяют реконструировать военную летопись Филармонии. Всего на реставрацию поступило 274 предмета.
«По этим бумажным артефактам можно читать и слушать музыку повседневности и праздников того времени», – говорит Юлия Кантор.

Пробы, очистка, купание
Сам процесс возрождения раритетов в чем-то схож с лечением больного. Сначала фиксируется состояние документа, делается его фотографирование, отмечаются повреждения. Потом берутся «анализы» – пробы, позволяющие измерить ph бумаги, узнать, из какого она волокна, и проверить водостойкость красочного слоя.
После этого начинается механическая очистка бумаги. В ход идут скальпель, латексная губка и даже обыкновенный ластик.
Затем наступает самый зрелищный этап – купание, или, говоря научным языком, промывка. Сперва в обычной воде, затем в дистиллированной. Завершает приём ванны – буферный раствор. Он создаёт щелочной резерв, что повышает прочность и долговечность бумаги.
«Подход к каждому предмету индивидуальный. Если красочный слой нестойкий и предмет сильно руинированный, порядок действия может измениться», – объясняет заведующая реставрационной̆ мастерской графики Инна Григуль.
Ювелирная работа
После водных процедур афишу кладут сушиться на фильтровальную бумагу. И передают в руки художникам-реставраторам. Их задача – восполнить утраты.
Наблюдаем, как это делает Виталий Грошев. «Видите, по углу есть смятости, заломы и деформация. Буду укреплять их длинноволнистой реставрационной бумагой и фиксировать мучнистым клеем», – объясняет он.
По словам реставратора, важно, чтобы все подручные материалы, будь то клей или краска, были естественного происхождения. А кусочки бумаги нужного цвета и толщины.
После этих манипуляций лист помещается под пресс между двумя отрезками сукна, а затем между фильтровальной бумагой. После того как вся влага ушла и он окончательно выровнялся, его можно обрезать по контуру.

Следы памяти
На некоторых афишах мы замечаем «следы памяти», например карандашные пометки. Мастера заверили, что они обязательно отметят такие находки и расскажут о них на конференции реставраторов в декабре этого года.
«Мы очень рады, что этот проект реализуется при участии нашего центра и что это сокровище – афиши, существующие в единственном экземпляре, оказались в наших руках. Их сохранение для нас – один из важнейших проектов года», – подчеркивает руководитель Международного центра реставрации Татьяна Черняева.
Первый этап реставрации в Рождествено намерены завершить к выставке, посвящённой 80-летию Победы. Ее планируется открыть в Филармонии 26 апреля. Реставрация же остальных памятников завершится в конце 2025 года.
Проект «Военная летопись филармонии» стартовал в 2023 году. Он включен в список ключевых мероприятий, посвященных 80-летию Победы и утвержденных председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. В общей сложности будет отреставрировано более 700 экспонатов.