Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Лучший инструмент – это опыт и интуиция эксперта»: в свой профессиональный праздник петербургские криминалисты рассказали о сложностях и успехах работы

Ровно 106 лет назад было создано первое экспертное учреждение – Кабинет судебной экспертизы
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Сегодня специалисты экспертно-криминалистических подразделений МВД России отмечают свой профессиональный праздник. В 1919 году 1 марта было создано первое экспертное учреждение – Кабинет судебной экспертизы. Тогда оно называлось Центророзыск. С тех пор многое изменилось, но одно осталось неизменным – важность человеческой составляющей в борьбе с преступностью.

В канун праздника экспертно-криминалистический центр организовал день открытых дверей, предоставив возможность увидеть изнутри работу лабораторий, специализирующихся на ДНК-анализе, исследовании наркотических веществ, пожаро- и взрывотехнической экспертизе, а также баллистике.

Внимание к деталям

Руководитель экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник полиции Василий Москаленко поделился впечатляющей статистикой: только за прошлый год специалисты центра провели 27 тысяч осмотров мест преступлений и происшествий на территории региона.

«Наш экспертный центр выполняет более 51 вида экспертиз, включающих как традиционные исследования, такие как дактилоскопия и трасология, так и по новейшим направлениям (например, работа со взрывчатыми веществами и строительно-технические экспертизы). Мы гордимся нашими сотрудниками, которые проявляют высокий профессионализм и преданность делу. За прошедший год они освоили новые направления в экспертизах, что значительно повысило эффективность нашей работы», – добавил полковник.

Сейчас коллектив насчитывает 700 сотрудников. По словам Москаленко, для становления полноценного эксперта требуется от двух до пяти лет. В процессе подготовки важно проявлять усидчивость, настойчивость и стремление к постоянному развитию.

Однако, по словам полковника, преимущество службы заключается в разнообразии образовательных направлений среди сотрудников.

«У нас работают специалисты с медицинским, биологическим, техническим, физическим и даже лесотехническим образованием. Все эти знания позволяют нам эффективнее раскрывать преступления», – отметил Москаленко.

Показательным примером стало раскрытие резонансного дела об убийстве инкассаторов на Ленинском проспекте в 1990-е годы. По словам Москаленко, преступники тщательно спланировали нападение, выбрав закрытый вид коляски, чтобы спрятать автомат Калашникова и незаметно приблизиться к цели. После совершения преступления они пытались уничтожить все улики, срезав бирки и наклейки с коляски.

«Однако следователи обратили внимание на то, что подобные коляски продавались всего в трёх магазинах города. Эксперты криминалистического центра провели тщательную работу и обнаружили малозаметную бирку, которая указывала на один из магазинов. Оперативники проверили записи с камер видеонаблюдения, установленных в торговом зале, и выяснили, что преступники посещали магазин несколько раз перед покупкой коляски. Хотя во время преступления они скрывали свои лица и надевали перчатки, при покупке они действовали открыто, позволив камерам запечатлеть их внешность. Этот случай стал наглядным примером того, как малейшая деталь может стать ключом к разгадке сложного преступления», – поделился подробностями раскрытия преступления полковник.

Компьютерные программы и баллистика

Специалисты 6-го отдела экспертно-криминалистического центра занимаются исследованием различного вида оружия, включая стрелковое огнестрельное, гранатометы, газовые и пневматические модели, а также холодное и метательное оружие.

«Наша задача – выявить конкретный экземпляр оружия по следам на пулях и гильзах, обнаруженных на местах происшествий», – объяснил заместитель начальника отдела полковник полиции Дмитрий Никитин.

Также он рассказал, что по сравнению с прошлым столетием количество преступлений, совершаемых с применением огнестрельного орудия, сократилось. Однако характер криминальных деяний изменился: всё чаще в руки экспертов попадают модификации оружия – например, переделанные из сигнального в боевое.

Сегодня в арсенале экспертов-криминалистов появились мощные вспомогательные средства – системы искусственного интеллекта.

«Использование специализированных баллистических систем даёт возможность ускорить процесс проверки оружия по обширным базам данных. Это значительно упрощает идентификацию оружия, задействованного в преступлениях», – подчеркнул Дмитрий Никитин.

Работа с наркотическими веществами

Еще одно направление деятельности экспертно-криминалистического центра – исследование наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Важность раскрытия преступлений в этой сфере сложно переоценить, ведь количество правонарушений, связанных с наркотическими препаратами, остаётся на стабильно высоком уровне.

По словам заместителя начальника 15-го отдела экспертно-криминалистического центра подполковника полиции Тимура Набиева, ежегодно специалисты отдела проводят около 6 тысяч исследований, многие из которых связаны с крупными партиями веществ.

«Наша лаборатория включает в себя два функциональных помещения: приборное, оснащённое современным оборудованием, и «мокрое», где проводятся все необходимые химические процессы и манипуляции с исследуемыми объектами. Здесь эксперты взвешивают и проводят химические реакции, чтобы определить состав и природу веществ. Каждый объект требует индивидуального подхода, поскольку вещества могут быть различными – от растительных до синтетических», – рассказал эксперт.

В настоящее время процесс определения состава веществ автоматизирован благодаря использованию хроматографии и других приборов. Это позволяет получать точные результаты и эффективно сотрудничать с другими подразделениями, такими как МВД, ФСБ и таможня. Кроме того, центр активно взаимодействует с коллегами из других регионов, расширяя географию сотрудничества и обмениваясь опытом.

Раскрытие преступлений с помощью ДНК

Заместитель начальника 12-го отдела экспертно-криминалистического центра Роман Божко подробно рассказал о том, как выявляют и анализируют биологические следы, оставшиеся на местах преступлений. Специалисты работают с любыми тканями и выделениями человека. Их задача – найти эти следы, зафиксировать их, получить из них ДНК, а затем сравнить с имеющимися базами данных. По словам собеседника издания, успех работы зависит от многих факторов, включая свежесть материалов и условия их хранения.

«Мы извлекаем ДНК из собранных клеток, определяем её состояние и концентрацию, а затем с помощью генетического анализатора получаем генетические профили, – уточнил криминалист. – Если у нас есть лицо, с которым необходимо провести сравнение, мы делаем это. Если нет – ставим данные в федеральную базу данных. Точность нашей методики практически стопроцентная. Условно, если сейчас население планеты 8 миллиардов человек, то мы говорим о том, что только одно лицо могло оставить этот биологический материал на исследуемом материале».

Показательной стала история раскрытия преступления более чем 20-летней давности. В 1999 году мужчина совершил преступление против своего брата, выстрелив в него из ружья, после чего тело спрятал. Спустя 15 лет, в 2014 году, в кладовом помещении были обнаружены засохшие капли крови. Эксперты вырезали обои вместе с пятнами крови и передали их на исследование.

«Несмотря на возраст следов, нам удалось получить качественный генетический профиль, который стал ключевой уликой, позволившей доказать причастность брата к совершению преступления спустя годы», – рассказал Роман Божко.

На вопрос о внедрении новых технологий, таких как искусственный интеллект, полковник полиции подчеркнул важность человеческого фактора: «Пока что лучший инструмент – это опыт и интуиция эксперта».

Виталий Арсеньев, Евгений Юзвик/ «Петербургский дневник»