
Владимир Григорьев: «Петропавловская крепость должна «зазвучать» благодаря великолепию своего культурного и исторического наследия»

Где в Северной столице может появиться музей архитектуры и градостроительства, как будет развиваться территория Петропавловской крепости и какие задачи стоят перед Союзом архитекторов – в первом интервью нового генерального директора Государственного музея истории города и президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимира Григорьева.
– Владимир Анатольевич, третий год вы занимаете должность президента Санкт-Петербургского союза архитекторов. Расскажите, пожалуйста, как за это время изменилась работа организации, что принципиально нового удалось привнести?
– Во-первых, я считаю верным шагом в цивилизованном обществе избегать революционных преобразований. Мне это казалось правильным, когда я занимал должность главного архитектора Петербурга – председателя Комитета по градостроительству и архитектуре. Я придерживаюсь этой позиции и сегодня, на новом месте работы. Придя в Союз архитекторов, я позволил себе высказать свою позицию о том, что я вижу работу общественной организации, прежде всего, в развитии ее профессиональной деятельности, но не менее важным является и так называемая клубная часть.
Союз должен быть местом, где бы проходили события, выходящие за рамки нашей практической деятельности, то есть организация и проведение творческих, художественных, детских, иных тематических собраний. Этими направлениями мы сейчас активно и занимаемся.
Что касается профессиональной работы, то сейчас у нас действует 21 совет по направлениям уставной деятельности союза. Мы постепенно стараемся переформатировать их работу в нужном направлении. Не так давно был создан Совет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и Северо-Запада РФ. Ему поручена координация работы с региональными общественными организациями. В Союзе архитекторов России Петербург является ответственным за Северо-Западный регион. Я, как вице-президент Союза архитекторов России, с удовольствием занимаюсь вопросами координации работы, связанной с развитием региональных отделений.
Например, наши архитекторы участвуют в профильных конференциях, где обсуждают проблемы и вопросы развития градостроительной отрасли. Недавно в одной из таких конференций, которая проходила в Политехническом университета имени Петра Великого, как раз принимали участие наши коллеги. На этой же площадке велась работа по определению направлений совместной деятельности с региональными общественными организациями.
– В чем заключается клубная деятельность Союза архитекторов?
– Во-первых, это организация и проведение выставок, как архитекторов опытных и молодых, так и художников, в том числе и самодельных. Мы возобновили традицию проведения детских ёлок – в этом году прошла уже 3-я детская елка. На площадке нашего союза проводят концерты классической музыки, а также мероприятия наших друзей и партнеров. Так, с Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге мы тесно взаимодействуем и проводим на нашей площадке встречи. Например, не так давно с коллегами проводили обсуждение регламента высотного строительства в городе. Обсуждали вопросы градостроительного развития города, вопросы, связанные с Генеральным планом Петербурга, а также новые Правила землепользования и застройки.
Кроме того, вместе с администрацией Адмиралтейского района мы проводим бесплатные экскурсии по особняку Половцова и концерты для жителей района. Отдельно на безвозмездной основе проводятся экскурсии для детей и пожилых граждан.
– Ведутся ли в особняке Половцова реставрационные работы?
– Я начну с самого очевидного. Безусловно, Санкт-Петербургский союз архитекторов ведёт текущую хозяйственную деятельность, мы следим за содержанием особняка Половцова. Реставрируем мебель, расположенную в нем, поскольку предметы интерьера особняка также находятся в нашем пользовании, и мы обязаны их поддерживать в надлежащем виде. Мы, конечно, проводим все необходимые инженерные работы в здании.
Помимо этого, мы планомерно ликвидируем последствия пожара, который произошел в 2018 году в историческом здании. На мой взгляд, мы сделали достаточно серьезных шагов, направленных на возвращение исторического облика Дому архитектора. Во-первых, мы разработали проект реставрации помещений, в том числе Ореховой гостиной, и согласовали его с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). В советское время в помещениях здания проводили несанкционированные перепланировки. Сейчас мы с коллегами завершаем работу по легализации этих работ, уже согласовали проект с КГИОП и сейчас работаем с Городским управлением инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества. В ближайшей перспективе планируем согласовать проект в районной межведомственной комиссии. Мы также починили крыльцо...
– Владимир Анатольевич, есть ли необходимость в приобретении дополнительных помещений для работы общественной организации?
- На сегодняшний день, думаю, нет. Для правления организации достаточно здания на Большой Морской улице. При этом Союз располагает на правах аренды более 40 творческими мастерскими – нежилыми помещениями в мансардных и цокольных этажах зданий, расположенных преимущественно в центре Петербурга, в которых архитекторы – члены союза занимаются творческой деятельностью в свободное от работы время. Сейчас мы ведем работу по поддержанию имущественного комплекса, который находится в нашем ведении. Помимо особняка Половцова, это Дом творчества Союза архитекторов Петербурга в Зеленогорске. Сейчас мы как раз начинаем работу над проектом развития этого комплекса. Наша задача – последовательно, не спеша, развивать территорию, сохраняя идеологию нашей организации. На первом этапе планируется строительство нового здания для проведения различных мероприятий и событий, в том числе связанных с работой правления нашего союза. После этого мы приступим к реконструкции двух спальных корпусов на территории Дома творчества, а еще через некоторое время к реставрации виллы «Анино» К. С. Богданова там же. Сейчас объект не эксплуатируется. Надеюсь, что новую жизнь весь комплекс в полном объеме обретет лет через пять.
– Одно из направлений работы союза – вопрос сохранения советской архитектуры. Расскажите о ней подробнее.
– Совместно с КГИОП была создана рабочая группа по рассмотрению историко-культурной ценности зданий, расположенных на территории Санкт-Петербурга и построенных в 1950-е – 1980-е годы. По итогам деятельности рабочей группы принято решение о постановке под государственную охрану 9 объектов, включающих образцы неоклассики 1950-х годов и модернистской архитектуры 1960-х – 1980-х годов: здание Театра юных зрителей, здание корпуса № 5 Электротехнического института (ЛЭТИ), монумент Героическим защитникам Ленинграда, жилой дом, 1953 – 1957 годов постройки, здание института «ЛенНИИпроект» и жилой дом на Троицкой площади, Приморский рынок на Малом проспекте Петроградской стороны, мастерская М. К. Аникушина, дворец спортивных игр «Зенит» на улице Бутлерова, яхт-клуб.
– По имеющейся информации, союз подготовил концепцию будущего музея архитектуры Петербурга. Расскажите, что она собой представляет? Где может появиться музей?
– Члены Санкт-Петербургского союза архитекторов разработали концепцию будущего музея архитектуры и градостроительства города (общественно-информационного пространства). Несколько лет назад, когда я работал главным архитектором, Олегом Романовым (на тот момент президентом Санкт-Петербургского союза архитекторов) было сделано обращение к губернатору нашего города Александру Беглову с предложением создать музей архитектуры и градостроительства. Я считаю, что Петербург – чуть ли не единственный из мегаполисов, который не имеет площадки, где его жители могли бы получить достоверную и качественную информацию о развитии города, а также об истории архитектуры и градостроительства, причём не только Петербурга и соседнего региона, но и всей страны.
Сейчас компания «Газпром» совместно с правительством города занимается проектом преобразования территории Тучкова буяна на Петроградской стороне. Предполагается, что здесь появится новое общественное пространство. Частью этого проекта станет восстановление так называемого Шофного корпуса – одного из бывших пеньковых складов Тучкова буяна. Напомню, что он был снесен в 1930-е годы. Он находился между основными корпусами Тучкова буяна и ныне действующим дворцом спорта «Юбилейный». Сегодня от исторической постройки сохранились только фундаменты.
Восстановленный Шофный корпус будет как местом для музея архитектуры и градостроительства, так и входной зоной в новое общественное пространство Тучкова буяна. Под музей планируется выделить часть первого этажа и весь второй этаж восстановленного здания. В нем же сделают гардероб, кассы, туалеты. Постройку планируется связать с историческими зданиями пеньковых складов, которые сегодня выходят фасадами на Малую Неву, с помощью крытой стеклянной галереи.
Оператором нового объекта – музея может стать Государственный музей истории Петербурга. Музей архитектуры и градостроительства может стать еще одним филиалом, наравне с музеем-квартирой А. А. Блока, Музеем петербургского авангарда, Музеем печати. На данный момент на площадке Комитета по градостроительству и архитектуре уже состоялось несколько рабочих совещаний по данному вопросу с участием представителей компании «Газпром» и архитектурного сообщества города. Мы очень надеемся, что этот проект будет реализован. Однако пока точных сроков нет.
– В декабре 2024 года вы возглавили Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Какие задачи вы ставите перед собой как руководитель музея?
– В этом вопросе я опираюсь на задачу, которую перед мной поставил губернатор Александр Беглов. Если говорить более конкретно, то Государственный музей истории Санкт-Петербурга буквально должен стать музеем истории города. Что я имею в виду? Мы с коллегами должны так выстроить работу нашего старейшего памятника истории и архитектуры города, чтобы турист или житель Петербурга, посещая Петропавловскую крепость, мог получить полное и разностороннее представление о том, как строился и развивался Санкт-Петербург. Это должен быть единый рассказ. Кроме того, Петропавловская крепость должна «зазвучать», благодаря великолепию своего культурного и исторического наследия.
– Одним из проектов, который позволит «зазвучать», можно считать будущий музей археологии в Меншиковом бастионе?
– Думаю, да. Мы сейчас тесно работаем с нашими коллегами из Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН). У нас есть определённые сложности на объекте, поскольку ранее установленная временная крыша над Меншиковым бастионом пришла в аварийное состояние, мы обратились к специалистам архитектурного бюро «Студия 44». Они подготовили проект новой временной крыши. После ее монтажа мы сможем вернуться к проведению археологических раскопок. Затем заняться проектом приспособления бастиона под музей археологии. Напомню, что его концепцию также разработали в «Студии 44».
К слову, сейчас в выставочных залах Инженерного дома Петропавловской крепости проходит очень интересная выставка – «Петербург. Лето 1703 года», которая подготовлена Музеем археологии Санкт-Петербурга в содружестве с генеральным партнером проекта – Российским этнографическим музеем.
Для нее мы сделали модель фрагмента первой деревоземляной крепости, с которой и начинается история Петропавловской крепости и города в целом. Как известно, именно в Меншиковом бастионе мы нашли фрагмент деревоземляной крепости. Сейчас он законсервирован. Кроме того, на выставке представлены археологические находки, предметы этнографической коллекции, образцы военного снаряжения, строительные инструменты, а также русские и шведские карты и планы Ингерманландии XVIII века, копии рукописных летописных сводов и книг XVI – XVIII веков, живописные и графические произведения.
– Владимир Анатольевич, а если говорить о развитии музея, как вы его в целом видите?
– Я бы очень хотел, чтобы мы показывали как можно больше артефактов, предметов и работ, которые хранятся в наших фондах. Сейчас у нас насчитывается один миллион триста тысяч единиц хранения. Конечно, далеко не все предметы и вещи могут быть интересны широкой аудитории. В то же время есть большое собрание проектов, графических работ, архитектурных деталей. Все это имеет историческую ценность, и нам хотелось бы поделиться этим с посетителями. Например, сейчас в Невской куртине идет выставка «Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты ленинградских зодчих». Экспозиция представляет нереализованные проекты 1919 – 1990 годов, которые отражают стремление архитекторов создать новый образ советского Ленинграда, созвучный эстетическим и идеологическим требованиям новой эпохи. В экспозиции представлены около 70 листов архитектурной графики, фотографии несохранившихся проектов и воспроизведения с репродукций, опубликованных в периодической печати.
На мой взгляд, Петропавловской крепости сегодня не хватает интерактива как для детей, так и для взрослых людей, благодаря которому и можно показывать архитектурную историю города.
К слову, здание Прокурорского дома – Главного казначейства (корпус №11) на территории Петропавловской крепости на данный момент не используется. В ближайшей перспективе мы планируем привести здание в порядок и приспособить его под нужды музея. После проведения этих работ, в его стенах откроется детский центр с интерактивной программой и выставочные пространства. Также в нем разместятся фонды и научные подразделения нашего музея.
– А какие реставрационные работы сейчас идут?
– У нас продолжается реставрация гранитных фасадов Петропавловской крепости, в работе помещения Екатерининской куртины. В ней насчитывается 20 казематов. Для восьми из них мы подготовили проект их реставрации. Ждет своей работы по реставрации Нарышкин бастион, в котором есть прекрасное большое пространство. Его также нужно привести в порядок.
Мы получаем замечания от наших посетителей по поводу отсутствия точки общественного питания. Помещения ресторана «Аустерия» сейчас заброшены, и они нуждаются в ремонте в ближайшей перспективе.
Мы занимаемся реставрацией надгробий Комендантского кладбища. Реставрации требуют в том числе и усыпальницы Петропавловского собора, а также сам собор. В процессе работ находится Зотов бастион. После приспособления под современное использование мы хотели бы обустроить пространство для организации летних экспозиций.
Сейчас мы с коллегами систематизируем все, что уже было сделано, и будем пытаться найти новый взгляд на развитие нашего музея. Я надеюсь, что этот год у нас уйдет на подготовительные работы. И, конечно, попутно мы занимаемся всеми текущими делами.