Яндекс.Метрика
  • Светлана Дягилева

Священник Филипп Ильяшенко рассказал, что делать, если нарушил Великий пост

И как появилась традиция поститься перед Пасхой
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В понедельник, 3 марта, начнется Великий пост, который продлится до 20 апреля, когда православные христиане будет отмечать Пасху.

Великий пост считается самым строгим среди многодневных и является подготовкой к Светлому Христову Воскресению. В первые четыре дня вечером читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Завершает подготовку к великому празднику Пасхи Страстная седмица, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Священник Филипп Ильяшенко, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказал о Великом посте, передает «Вечерний Санкт-Петербург».

По словам священника, появление поста связано с исторической традицией. «Мы знаем, что перед выходом на общественное служение Господь Бог Иисус Христос сорок дней постился в пустыне. После чего последовало известное искушение дьявола. После сорока дней поста Христос взалкал, испытал сильнейший голод. И к нему явился сатана, став искушать: преврати камни в хлеб, поклонись мне, и все царства мира будут твоими. Бросься с вершины Храмовой горы и прояви свою божественную природу – что ты выглядишь как человек, а на самом деле никаких болей, переживаний, волнений, лишений испытывать не будешь, ты же Бог. Однако Христос не поддался искушениям. Таким образом, традиция сорокадневного поста восходит к посту Господа Бога Иисуса Христа», – сказал отец Филипп.

Он также отметил, что сами по себе постные ограничения Богу не нужны.

«Они нужны человеку. Для того чтобы, преодолевая простое, суметь преодолеть и сложное. Простое – в данном случае это физические, диетические ограничения. А сложное – духовные несовершенства и недостатки. Поэтому в каком-то смысле сам по себе пост – частное дело каждого человека. Но если сказать: я сам решаю, нужен он или нет, это будет, конечно, нарушением церковной традиции, церковной дисциплины, устава», – отметил священник.

Он также добавил, что пост – дело добровольное. При этом опыт более двух тысяч лет жизни церкви говорит о том, что пост – полезнейшее, благоприятнейшее время для того, чтобы лучше, активнее себя изменить.

По его же словам не могут одинаково поститься дети, взрослые и пожилые люди, а также здоровые и больные.

«Поэтому если ты имеешь свою меру поста, соблюдаешь его именно не с точки зрения весенней диеты, а задач, которые мы себе ставим в духовной жизни, и вдруг у тебя происходит какой-то сбой, осечка, нарушение, нужно сходить к своему духовному отцу и сказать, что произошла вот такая некая слабость. А соблюдать пост нужно продолжать», – добавил священник.