
Алексей Мудров: «В нашем музее представлено все многообразие русской академической школы»

– Алексей Юрьевич, вы открываете в Музее Академии художеств новое пространство. Расскажите об этом подробнее.
– Новое выставочное пространство находится на третьем этаже, перед экспозицией «Архитектура Петербурга XVIII–XIX веков в моделях, рисунках и чертежах». Оно долгое время нуждалось в ремонте, проем между вторым и третьим этажами был закрыт баннером. Сейчас эти помещения полностью отремонтированы, и теперь из вестибюля музея на втором этаже можно наблюдать льющийся сверху так называемый «второй свет». Это пространство мы планируем использовать для временных выставок, а также для проведения мастер-классов и лекций.
В этом году у нас появится обновленный, а по сути, новый Детский центр, который позволит максимально широко представить детской и юношеской аудитории мир Академии художеств. Немногие знают, что великие мастера, прославившие русское искусство, начинали свой творческий путь в стенах академии уже с 5-6 лет. Именно поэтому мы уделяем большое внимание творческому потенциалу наших юных посетителей. Уже сегодня существующие программы посещают более трех тысяч детей в возрасте от 5 до 16 лет.
Наш проект вошел в национальную программу «Семья», в рамках которого создаются детские музейные центры. Мы стали одним из федеральных музеев, который был поддержан. Открыть Детский центр планируется уже в этом году. Для нас это нужный и важный проект.
– Преображается не только этот музей, но и его филиалы, которые, может быть, менее известны публике. Что там сейчас происходит?
– В структуре нашего музея, который располагается в историческом здании Академии художеств, есть также четыре филиала. Дом-музей П. П. Чистякова, Музей-квартира И. И. Бродского, Музей-квартира А. И. Куинджи и музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты». Это великие педагоги и реформаторы, с которыми ассоциируются крупнейшие вехи развития академической школы.
Например, в Музее-квартире И. И. Бродского, который известен не только как мастер ленинианы, но и как художник-импрессионист и коллекционер, к открытию выставки «Личная комната художника» мы воссоздали интерьер его спальни, где была при жизни художника представлена его коллекция графики. Выставка помогает понять мир Исаака Бродского, его предпочтений и интересов. Там можно увидеть более 150 редко экспонируемых графических листов Репина, Бенуа, Серова и других выдающихся художников.
Музей-квартира А. И. Куинджи пользуется большой популярностью. Но поскольку он находится в жилом доме, мы обращаем внимание посетителей, что вход осуществляется только по сеансам, по заранее купленным электронным билетам, группами не более десяти человек.
– А вот о Музее-усадьбе И. Е. Репина давайте поговорим подробнее. После дня рождения художника, который отмечался летом, было объявлено о реставрации дома. Что конкретно планируется сделать?
– Начиная с 2018 года, мы проводили там комплекс работ по благоустройству малых парковых архитектурных форм. Постепенно восстановили пять исторических мостиков и забор, беседки «Башенка Шехерезады», «Храм Осириса и Исиды», колодец Посейдона. Сделали световое парковое освещение, постоянно приводим в порядок и сам парк.
Теперь своей очереди дождался дом. Он не имел капитального ремонта с момента своего восстановления в 1950–1960-х годах и требовал значительных реставрационных работ.
Дом будет восстановлен по фотографиям на период начала 1910-х годов. Все комнаты сохранят свое изначальное назначение, не будем мы менять и мемориальную экспозицию. Возможны только какие-то точечные правки. Речь, например, может идти о знаменитом обеденном столе Репина. Он был изготовлен в советское время из ДСП. Мы же нашли чертежи, сделанные рукой Репина, и хотим восстановить его как раз в том первоначальном облике, в котором он и был задуман. Мемориальные вещи художника – мебель, предметы быта и костюмы – будут реставрироваться. Перемены коснутся только входной зоны.
Сейчас вокруг дома возводятся противоаварийные леса, закрывающие его полностью. Будет произведена полная замена кровли, инженерных систем и тех венцов и балок, которые пришли в негодность. И если все пойдет как запланировано, то к дню рождения Репина в 2026 году мы сможем открыть музей.
– А что делать тем, кто может приехать в «Пенаты» только сейчас?
– Мы поставили себе задачу – ни в коем случае не останавливать жизнь усадьбы, которая имеет большое культурное значение и для Курортного района, и для города. Поэтому установили там несколько временных выставочных павильонов, в которых рассказываем о жизни художника. Сейчас тема экскурсий – ближний круг Репина, его родственники, друзья и ученики. Такие выставочные проекты будут меняться. Уже обустроена дорога, которая позволит закольцевать экскурсионный маршрут.
Кроме того, в одном из шатров мы оборудуем детский центр и зону, где можно будет посмотреть документальные фильмы, приобрести сувениры, выпить кофе и заказать экскурсию. Мы также планируем совместные проекты с администрацией Курортного района, рассматриваем возможность проведения музыкальных фестивалей, чтобы усадьба жила и процветала.
– Каких выставок нам ждать в этом году?
– Поделюсь с читателями: летом у нас намечен большой проект, посвященный творчеству Зураба Церетели и Нико Пиросмани. Он займет два парадных зала. Также обещает быть очень интересной выставка, посвященная Самарканду. К осени мы подойдем с большим выставочным проектом, рассказывающим об истории возникновения старейших художественных классов и первоначальной системе образования в Императорской академии художеств. Это будет интересно не только тем, кто интересуется историей академии, но и изобразительным искусством в целом. И, конечно, по нашей давней ежегодной традиции мы представим лучшие дипломные работы выпускников Академии художеств.
– Понятно, что для выпускников выставиться в музее – почетно и престижно. А в чем интерес посетителей?
– Такие выставки, которые раньше были скорее отчетными, сейчас мы делаем в формате выставочных проектов. Лучшие работы отбирает академия, и мы совместно думаем над тем, какие из них представить в экспозиции. Таким образом, художник потом имеет возможность показывать их в галереях и участвовать в других выставочных проектах. А самые лучшие работы попадают после выставки в музей.
Интересны такие выставки и для посетителей, потому что уровень наших студентов всегда очень высок. Да и вообще наша петербургская школа, как и русская академическая школа в целом, – одна из сильнейших в мире с точки зрения мастерства. Поэтому увидеть очень глубокие, философские, вдумчивые работы, узнать, о чем думают наши выпускники, на каком уровне находится их мастерство, и вообще, что представляет собой современная искусство – очень интересно.
Напомню, что когда-то дипломные работы таких художников, как Поленов или Репин, тоже экспонировались на академических выставках, после чего попадали в наш музей, где сейчас и хранятся.
Кроме того, в этом году мы дополним этот проект серией выставок под названием «Альма-матер», где расскажем о наших педагогах и студентах, уже ставших мастерами. В будущем все многообразие русской академической школы мы планируем показывать в новом здании на Вознесенском проспекте.
– Давайте поговорим о нем подробнее.
– Это доходный дом Челищева (Кольбе), в котором располагалась канцелярия Императорского Палестинского православного общества. В советское время там был трест столовых и коммунальные квартиры, после чего он был признан аварийным, расселен и передан музею.
Мы вошли в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Вместе со «Студией 44» разработали предпроектные решения по реконструкции и приспособлению дома, прошли предварительную Росгосэкспертизу. Планируем, что примерно года полтора уйдет на проектирование и два года на строительство. Надеюсь, что в 2027 году мы сможем приступить непосредственно к реконструкции и строительным работам.
В настоящее время мы провели обследование дома, поставили контрфорсы для укрепления стен, содержим круглосуточную охрану, чтобы к моменту начала строительных работ сохранить дом в том состоянии, каким он был получен.
– Что, кроме выставок студентов, предполагается там разместить?
– Кроме экспозиционных залов, там будут располагаться фонды музея, реставрационный центр скульптуры и архитектурного рисунка, творческие мастерские, чтобы наши лучшие выпускники могли там работать.
Дело в том, что структурно это небольшой квартал, состоящий из двух исторических зданий и трех дворов, которые будут перекрыты куполом. Это даст нам возможность более широко представлять свои коллекции и рассказывать об Академии художеств и традициях русской академической школы в широком смысле.
– Алексей Юрьевич, ваша фамилия хорошо известна в музейном сообществе. Трудно быть представителем такой династии?
– У нас почти вся семья связана с Академией художеств. Здесь учились мои сестра и дядя, папа и мама, которая много лет преподавала историю искусств. Я окончил факультет теории и истории искусств. Работал во Всероссийском музее Пушкина, организовал более сорока художественных выставок, также работал в Управлении Министерства культуры по Северо-Западу. В конце 2017 года вернулся в альма-матер.
Что касается династии… Дома мы действительно все время говорим о музейной жизни, о работе, хотя находимся немножко в разных плоскостях (Юрий Мудров – директор Исаакиевского собора. – «ПД»). Поэтому наши разговоры так или иначе переходят в легкую планерку. Но мы не столько советуемся, сколько рассказываем друг другу, у кого что происходит. И я, прежде всего, чувствую большую ответственность за музей и коллег, которые в нем работают.
