
Валерия Троицкая: «О подвигах российских бойцов созданы стихи и проза, спектакли и фильмы»

Специальная военная операция началась ровно три года назад. События, которые произошли с тех пор, нашли свое отражение и в искусстве – о подвигах российских бойцов созданы стихи и проза, спектакли и фильмы. О некоторых знаковых произведениях на эту тему – в обзоре «Петербургского дневника».
Начало спецоперации подарило нам феномен новой русской гражданской лирики. Почему именно поэзия стала голосом эпохи? Наверное, ответить можно словами Марии Ватутиной: «У поэтов особый механизм внутри – острая и быстрая рефлексия и быстрая выдача творческого результата».
Здесь следует вспомнить, что существует и феномен донбасской поэзии – талантливые стихи, фиксирующие и осмысляющие трагедию гражданской войны, создавались в Донецке и Луганске с 2014 года. Но широкую известность в большой России они не получили – наша творческая среда всеми силами старалась их не замечать.
Сейчас авторы, поддержавшие свой народ, собирают во время выступлений площадки, которые страна не видела с 1960-х годов, когда поэты были настоящими эстрадными звездами. Новый театр в Москве даже посвятил серию спектаклей современным русским поэтам – Анне Ревякиной, Игорю Караулову, Анне Долгаревой, Марии Ватутиной.
Новыми именами в поэзии стали Дмитрий Филиппов и Амир Сабиров (оба – участники СВО), совсем юная Софья Юдина и Алиса Орлова. Выходят авторские сборники и большие антологии: «Великий Блокпост» (18+) – стихи поэтов Донбасса 2014–2022 годов, «Поэзия русского лета» (16+) и «Поэзия русской зимы» (16+), «Воскресшие на Третьей мировой» (18+, книга продана огромным для стихов тиражом – более 10 тысяч экземпляров).
Взлет популярности поэзии привел к появлению произведений, являющихся синтезом жанров. Можно вспомнить литературно-музыкальный проект «Настоящие» (16+), который недавно прошел на сцене МХАТа имени Горького. Рок-спектакль «Стихи войны и мира. Баллада о своих» (12+), созданный журналистом Вадимом Аввой и скрипачом Антоном Семке. Или «Новороссию» (16+) Александры Куликовой – актрисы БДТ имени Товстоногова. Совместно с донбасскими музыкантами она представила свою версию поэмы луганского автора Елены Заславской. В петербургской премьере принял участие рок-музыкант Владимир Шахрин.
Минувший год стал, наконец, и годом прозы. Изданы и уже пользуются читательским спросом произведения, в которых отражен конфликт на Украине. Это и художественная литература, и публицистика: «Се плоть моя… Се кровь моя» (18+) Алексея Ивакина (автор – свидетель трагедии в одесском Доме профсоюзов и ополченец первой волны, к сожалению, уже ушел из жизни), «Шторм Z. У вас нет других нас» (18+) Даниила Туленкова (победитель премии «Главкнига»), «Никто не выVOZит эту жизнь» (18+) Германа Садулаева, «Город под прицелом» (16+) Андрея Авраменкова, «По обе стороны войны» (16+) Константина Леушина, «Линия соприкосновения» (16+) Евгения Журавли, «Пойма» (16+) Екатерины Блынской, книги Андрея Лисьева и Алексея Суконкина. «Осень добровольца» (16+) Григория Кубатьяна и «Дневник добровольца» (18+) Дмитрия Артиса открыли новый жанр – «проза добровольцев».
При издательстве «АСТ» создан импринт «КПД» (Колобродов, Прилепин, Демидов), который выпускает книги о донбасской трагедии и СВО в серии «Русская Реконкиста». Это «Собиратели тишины» (16+) Дмитрия Филиппова и «Я здесь не женщина, я фотоаппарат» (16+) Анны Долгаревой (оба автора стали лауреатами премии «Слово»). В этой же серии вышла и повесть «Донецкое море. История одной семьи» (16+).
В театре, по признанию самих режиссеров и актеров, до сих пор приходится пробивать стену равнодушия, а порой наблюдать откровенный саботаж со стороны коллег. Спектакль петербургского режиссера Людмилы Манониной-Петрович «Радио-Паша» (16+) выпущен в Москве, в Театре имени Вахтангова. Найти постоянную площадку в родном Петербурге не получается. О проблемах при подготовке спектакля (16+) по мотивам «Ополченского романса» (18+) Прилепина рассказывала главный режиссер Норильского Заполярного театра драмы Анна Бабанова.
Режиссер Александр Борисов из-за конфликта с окружением при выпуске спектакля о СВО ушел добровольцем на фронт. Объективно говоря, и материала, с которым мог бы работать театр, тоже пока мало. Но есть надежда на проект «СВОи. Непридуманные истории», в рамках которого в Крыму драматурги, режиссеры и военнослужащие вместе путешествовали, общались и работали… над пьесами.
Сама идея – познакомить представителей театра с настоящими героями СВО, чтобы на основе их жизни и подвига написать пьесы, – прекрасна. Результатом должны стать спектакли сразу в 10 российских городах. Есть ряд фильмов, созданных до спецоперации (лучшие, пожалуй, это «Солнцепек» (18+) Максима Бриуса и Михаила Вассербаума и короткометражка «Дежурство» (12+) Ленара Камалова).
В последние годы вышли на экран ленты «Свидетель» (18+) и «Позывной «Пассажир» (16+), сериалы «20/22» (16+), «10 дней до весны» (16+) и полюбившийся зрителю «Ландыши. Такая нежная любовь» (18+). Сегодня, в день начала СВО, на телеканале НТВ стартует показ сериала «Ополченский романс» (18+) – сильный режиссерский дебют Олега Лукичева по одноименному роману Захара Прилепина. Его однозначно можно рекомендовать к просмотру. Событием стал выход документальной тетралогии «У края бездны» (18+) уроженца Донецка Максима Фадеева.
Основу ее составляют кадры боев в Мариуполе весной 2022 года и материалы, снятые в период Минских соглашений. Фильм ошеломляет не только уровнем погружения и качеством, но и страшным осознанием: большинства из его героев уже нет в живых. Необходимо отметить работу передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству» (глава – режиссер Олеся Шигина), который возит по стране документальные ленты о конфликте, а также проект «Уголь земли Русской», объединивший молодых художников для создания галереи портретов героев СВО.