Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

Оружие, поднятое на пьедестал: какие памятники Великой Отечественной войны в Петербурге обязательно нужно посмотреть

В городе представлены уникальные образцы военной техники
Фото: Игорь Осочников/«Петербургский дневник»

Не так много времени осталось до 9 Мая – дня, когда все мы отметим 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня, как, впрочем, и всегда, для нас важна память о подвигах тех, кто в те годы отстоял свободу Родины.

На нашей земле проходила самая продолжительная битва времен той войны – Ленинградская. Она шла более трех лет и вместила в себя горькие дни отступления первого года войны, стойкость защитников осажденного города и разгром врага на завершающем этапе. Поэтому в Петербурге и его окрестности так много памятников героям Великой Отечественной – от скромных обелисков со звездой до больших мемориалов.

На многих из них на пьедестал вознесена боевая техника, с помощью которой ковалась Победа. Она олицетворение не только подвига фронтовиков, но и дань памяти тех, кто стоял у станка в тылу либо трудился в конструкторских бюро, где на бумаге рождались образцы оружия, во многом превосходящего мировые аналоги.

Расскажем о нескольких монументах, на которых представлены редкие, а иногда и вовсе уникальные образцы военной техники.

Броня крепка

В послевоенные годы на постаменты было поднято немало танков. В большинстве своем это последняя модификация легендарной «тридцатьчетверки» – средний танк Т-34-85. Но сегодня речь не о нем.

На проспекте Стачек недалеко от перекрестка с Автомобильной улицей установлен танк КВ-85. С высокой долей вероятности можно утверждать, что это единственный сохранившийся экземпляр боевой машины.

В начале 1943 года стало понятно, что мощности 76-мм пушки тяжелого советского танка КВ недостаточно, чтобы на равных бороться с появившимися у немцев «Тиграми» и «Пантерами». На тот момент велись работы по созданию нового танка ИС с орудием калибром 85 мм. Но на их завершение требовалось время. А противопоставить что-то немецкому «зверинцу» нужно было срочно. И тогда было принято решение поставить на уже имевшиеся корпуса танка КВ башни, созданные для ИС. И хотя это потребовало изменения конструкции, с работой справились быстро. Уже в августе 1943 года танк был принят на вооружение. Правда, производился он недолго, уступив место на конвейере более совершенной машине. За это время было выпущено в общей сложности около 150 КВ-85. Все они участвовали в боевых действиях и были либо безвозвратно потеряны, либо списаны. До наших дней дошел только один. Тот самый, с проспекта Стачек.

Фото: Игорь Осочников/«Петербургский дневник»

«И ты, КВ, товарищ мой»

Еще один редкий для памятников танк стоит на постаменте на пересечении Ропшинского и Красносельского шоссе, на месте соединения советских войск, окруживших зимой 1944 года Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Это тяжелый танк начального периода Великой Отечественной войны КВ-1.

Их выпуск прекратился в 1942 году, и до наших дней дошло крайне мало КВ-1. Большинство – восстановленные по частям из обломков подбитых машин, найденных на местах бывших боев. КВ-1 в Ропше – исключение. Это реальный участник освобождения Ленинграда от блокады. Кстати, как установили по серийному номеру эксперты, этот танк был собран на одном из заводов осажденного города.

В начале Великой Отечественной в умелых руках КВ-1 был грозным оружием. 20 августа 1941 года недалеко от Красногвардейска (сегодня – Гатчина) пять советских тяжелых танков под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова в одном бою подбили 43 фашистские машины. На счету самого Колобанова числилось 22 танка.

Последние случаи участия КВ-1 в боях Великой Отечественной войны относятся к 1944 году.

Фото: Игорь Осочников/«Петербургский дневник»

Пробить навылет

На окраине Пушкина, недалеко от платформы «Детскосельская», есть памятник. Надпись на бетонной плите у подножия невысокой насыпи гласит: «Здесь проходил передний край обороны советских войск 1941 – 1944». Наверху установлены два необычных орудия. Их тонкие и длинные стволы обращены на юг, где во время блокады находились позиции немецких войск. Это 57-мм противотанковые пушки ЗиС-2.

Орудия для борьбы с бронированной техникой были созданы в конструкторском бюро легендарного советского оружейника Василия Грабина. Их приняли на вооружение незадолго до начала Великой Отечественной. Но в 1941 году сняли с производства – слишком сложны были с точки зрения технологии и обладали излишней на тот момент мощностью. В начале войны снаряды ЗиС-2 прошивали любую бронетехнику врага насквозь. Поэтому на конвейере орудие уступило место более технологичным и дешевым 45 и 76-мм собратьям.

Про ЗиС-2 вспомнили после того, как зимой 1943 года на Ленинградском фронте был захвачен новый немецкий танк «Тигр». Обстрел на полигоне показал, что только ЗиС-2 способна бороться с ним на реальных дистанциях боя. Производство возобновили, но в малом количестве. Поэтому орудие очень редко можно увидеть сегодня вне музейных экспозиций.

Фото: Игорь Осочников/«Петербургский дневник»

Главный калибр

В часе езды от Северной столицы расположен частично сохранившийся до наших дней форт Красная горка. На его территории стоят две уникальные железнодорожные установки ТМ-3-12 и ТМ-1-180.

Калибр первой – 305 мм. Это одно из орудий погибшего в 1916 году на рейде Севастополя линкора «Императрица Мария». В 1930-е годы поднятые из воды орудия установили на железнодорожные транспортеры.

Батарея двенадцатидюймовок участвовала в Зимней войне. После чего была перебазирована на полуостров Ханко, переданный Финляндией в аренду СССР. Предполагалось, что орудия затруднят проход по Финскому заливу немецких кораблей. Но пришлось защищать свою базу. А при эвакуации гарнизона Ханко стволы взорвали и ходовую часть затопили. Но финны сумели восстановить поврежденные артиллерийские системы, а после окончания войны вернули их СССР.

Калибр установки ТМ-1-180 соответствует орудиям советских легких крейсеров. Таких, как флагман Балтийского флота в годы войны «Киров».

Во время блокады и после нее в составе Ленинградского фронта действовали три батареи таких транспортеров. Они входили в 101-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду – самое мощное артиллерийское соединение Ленинградского фронта. Бригада выполняла задачи контрбатарейной борьбы и огневой поддержки советских войск. Участвовала в прорыве блокады, боях по полному освобождению города от осады, в сражениях на Карельском перешейке, в Пруссии, в штурме Кенигсберга.

Сегодня оба железнодорожных транспортера – памятник не только мужеству защитников Родины, но и таланту советских инженеров, создавших эти уникальные образцы.

Цифра

Протяженность «Зеленого пояса славы Ленинграда» составляет более 200 километров.

Фото: Игорь Осочников/«Петербургский дневник»