Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Подобного еще не было: сначала мать, а затем врачи спасли новорожденную Варю

В глухой новгородской деревне мать спасла дочь, оказав ей первую помощь. Затем второе чудо спасения сотворили врачи Педиатрического университета, удалив крайне редкую опухоль средостения
Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

Варя Кузьмина – третий долгожданный ребенок в семье Надежды и Евгения Кузьминых из города Крестцы Новгородской области. Малышка родилась 27 декабря 2024 года полностью доношенной с хорошим весом. Двадцатого января родители решили показать внучку бабушке и отправились в отдаленную деревню Вшели Солецкого района, что почти в 100 км от Великого Новгорода. И там случилось страшное.

Это же азы – первая помощь

«Ребенок проснулся и заплакал в 12 ночи. Взяла на руки, она не успокаивается. Смотрю: на глазах начала синеть, потом – чернеть, почти сразу обмякла и перестала дышать. Я положила ее на кровать, начала делать искусственное дыхание рот в рот. Толку нет. Решила провести сердечно-легочную реанимацию. На диване нельзя же делать, положила ее на пол. Стала массировать ладонью, удивительно, как я грудную клетку ей не сломала. С третьего качка она вздохнула», – рассказывает мама Надежда.

Надежда – не медик. Она работает на птицефабрике «Ясные зори» вместе с мужем. Как, из каких глубин материнского подсознания ей пришли эти вечные знания первой помощи?

«С уроков ОБЖ в школе. И когда водительское удостоверение получала, нас тоже учили, это же – азы, первая помощь. Откуда у меня это всплыло в тот момент, я не знаю», – вспоминает Надежда.

Скорая помощь приехала, по деревенским меркам, быстро – через час. К этому времени Варя уже порозовела и дышала. Вместе с медиками вошли четверо полицейских, приехавших на тревожное сообщение от скорой, что ребенок не дышит. Варю с мамой на скорой отправили в областную больницу. Пока оформляли документы в регистратуре, педиатр осматривала Варю. И вдруг – эта же педиатр несется по коридору с Варей на руках, а у той уже ручки обвисли. Снова приступ. Реанимация. Это все произошло 20 января. 22 января Варю на реанимационной машине уже доставили в Санкт-Петербург в Педиатрический университет.

Консилиум

Арина Родионовна Сырцова, детский хирург и лечащий врач Вари Кузьминой, рассказывает, что, когда ребенка привезли, никто не знал, что произошло.

«Главным для нас были те осложнения, которые успели развиться на момент поступления. Клиника была после состояния клинической смерти. Одутловатое лицо, могла лежать только на спине или на боку, иначе не могла дышать. Ей нельзя было даже кричать. Перед нами стоял выбор: если что-то случается экстренное прямо перед нами, то мы сразу везем ее в операционную и открываем грудную клетку, не зная, что там. Недообследованный пациент перед операцией – это всегда самое сложное для врача. Но Варя нам дала время, и мы успели аккуратно, очень осторожно провести необходимые обследования до операции. По результатам МС-КТ (мультиспиральной компьютерной томографии. – Ред.) мы увидели образование, которое локализовалось в области сердца в окружении крупных сосудов, которые отходят от сердца. Одно легкое было очень раздуто, были признаки компрессии», – рассказывает Арина Сырцова.

Собрался консилиум, куда вошли детский онколог, детские хирурги, детский кардиохирург, заведующий КТ, начмед по неонатологии. Было принято решение оперировать, иначе пациент бы не выжил. Опухоль сдавливала верхнюю полую вену, по которой осуществляется отток крови, поэтому верхняя половина тела отекала, при этом опухоль находилась, как в клетке, в окружении крупных кровеносных сосудов и очень важных анатомических органов, повредить которые нельзя ни в коем случае.

Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

В первой тройке по сложности

Рассказывает детский хирург операционного отделения перинатального центра Роман Ти.

«Обследовали пациентку достаточно быстро, было принято решение об операции. Ситуация могла резко привести к ухудшению состояния, к реанимации, и даже в острой фазе можно не успеть ничего сделать, так как формируется патологически сложный процесс. Основной проблемой было то, что опухоль была очень неудачно расположена, к ней крайне сложно было подойти», – рассказывает Роман Андриянович.

На предоперационном планировании разработали план операции и запасные варианты, если что-то пойдет не так. Решено было оперировать в кардиооперационной, был подготовлен аппарат искусственного кровообращения. Из-за локализации был необходим комбинированный доступ. Детским хирургам предстояло выполнить ювелирную работу: выделить так называемое окно доступа в груди новорожденной малышки к опухоли, увидеть которую мог только мощнейший аппарат КТ или… маленькая камера, которую ввели хирурги через малоинвазивный прокол. Но в процессе операции выяснилось, что опухоль врастала в часть дуги аорты. Поэтому дальше включились кардиохирурги во главе с Андреем Нохриным.

Операция длилась около 3,5 часа. Маленькую Варвару спасали пятеро хирургов разных специализаций. Сложнейшую анестезию обеспечивали лучшие анестезиологи. В результате коварная тератома – незрелая эмбриональная опухоль – была успешно удалена.

«Тератома – не очень редкая опухоль новорожденных. Но, как правило, она бывает в копчиковой области. В средостении – редко, а именно такое расположение в среднем средостении, доступ к которой получить почти невозможно, – это крайне редкий случай», – говорит Роман Ти.

Удивительный детский хирург Роман Андриянович Ти выполнил сотни крайне сложных операций новорожденным, в том числе внутриутробных. Я попросила оценить эту операцию по степени сложности по 10-балльной шкале. Доктор ответил, что она точно в тройке самых сложных. «Если бы опухоль увидели раньше, скорее всего, маму бы направили бы к нам на родоразрешение. У нас действует большой консилиум по поводу сложных случаев, ежедневно 10-15 человек мы смотрим. Кому-то внутриутробно выполняем операции», – говорит Роман Ти.


Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

Сделали невозможное

Не оперировать Варю было нельзя. Две клинические смерти за 2 месяца жизни. Опухоль могла в любой момент «выстрелить». Мама Надежда была не просто прилежной, а крайне ответственной беременной. Она вовремя встала на учет, делала все необходимые обследования, причем специально ездила на самые лучшие УЗИ и в Новгороде, и даже в Валдайскую клинику МЧС.

Врачи Педиатрического считают, что коллеги не смогли ее обнаружить из-за крайне редкого месторасположения. Кроме того, в начале опухоль могла быть крошечной. К счастью, новообразование оказалось доброкачественным, но Варе предстоит тщательное наблюдение в Педиатрическом.

21 февраля Варя с мамой выписываются домой. Там дочку наконец-то спустя месяц увидит папа. Он ее называет не иначе как Варвара Евгеньевна. Ждут два старших брата, бабушки и дедушки.

«Мы с мужем работаем на птицефабрике «Ясные зори». Мы оба дезинфекторы, ярусы моем после выселения птицы. Это когда 4-6 ярусов моются шлангами высокого давления. На фабрике тоже ждут, коллеги будут встречать», – рассказывает простая русская женщина Надежда, которая спасла своего ребенка.

Но Надежда неожиданно говорит: «Самое плохое: как я перед ней виновата, что я в нее не верила. В дочку. А она просто сделала невозможное вместе с врачами. Тем первым случаем она дала сигнал: «Ищите уже!» Врачи ей сильно помогли. Ее с того света вытащили. После операции она сразу на глазах начала меняться: ушла отечность, глазки стали нормальные, а были даже глаза отекшие. У меня огромная, просто невероятная благодарность врачам Педиатрического. Но знаете, что обидно? Что люди не знают, что вот здесь, в Педиатрическом, совершенно бесплатно спасают жизнь детей! По телевизору нам говорят, что надо собирать на какое-то лечение за границей, а лечение – вот оно, рядом, только заметь вовремя! Теперь я здоровой и счастливой поеду домой всех воспитывать дальше».

Детский хирург Арина Сырцова призналась, что мама Вари стала первым в ее практике человеком, спасшим жизнь своему ребенку.

«Мама Вари – в моей практике это первый человек, который спас жизнь своему ребенку. То, что она сделала, это потрясающе. Она провела сердечно-легочную реанимацию, никаких осложнений в результате ее действий не было. Она дождалась скорую и привезла ребенка в больницу. Когда она мне рассказывала, как проводила операцию, у меня, врача, мурашки побежали. Я тоже мама, и это то состояние, когда при тебе ребенок перестал дышать и посинел, а она не растерялась и спасла, – это потрясающе», – сказала Арина Сырцова.

Ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов отметил работу врачей из Новгородской области.

«Очередной случай, когда медики в регионе сделали все необходимое и приняли верное решение, что для оказания высокотехнологической медицинской помощи требуется перевод в федеральное учреждение и привлечение специалистов, которые заточены на решение сложных медицинских задач. В этой ситуации ребёнку требовалась немедленное вмешательство кардиохирургов, неонатальных хирургов, опытных и квалифицированных анестезиологов-реаниматологов, неонатологов. Не менее важен был и опыт выхаживания сложных пациентов, постоянный мониторинг ситуации. Мы признательны Новгородской области за то, что они провели работу на первом этапе и точное определение необходимости направления маленького ребенка в Педиатрический университет. Здесь мы постоянно сталкиваемся с подобными случаями. Из всех регионов России в режиме ежедневного приема поступают самые сложные дети от 0 до 18 лет», – рассказал Дмитрий Иванов.

Он добавил, что большую роль в спасении сыграли врачи Педиатрического университета и мама Вари.

«Безусловно, хочется отметить наших хирургов, как опытных, Романа Ти, Андрея Нохрина, так и молодых, бригаду анестезиологов-реаниматологов, коллектив отделения патологии новорожденных и детей грудного возраста. Что не менее важно в этом вопросе, это действия матери. Она не растерялась, она боролась за жизнь ребенка, оказала первую помощь и проявила себя как настоящий ответственный родитель. Считаю, что это заслуживает отдельного внимания и поощрения, в том числе со стороны органов охраны материнства и детства в Новгородской области», – подчеркнул Дмитрий Иванов.

Ректор рассказал, что Педиатрический университет работает со всеми субъектами Федерации.

«Новгородская область является одним из ближайших к нам регионов. У нас заключено соглашение с главой региона, мы работаем по оказанию помощи как на месте в Новгородской области детской клинической больнице, так и по работе с перинатальным центром региона, так и по переводу к нам детей. Поэтому мы являемся партнерами, мы являемся союзниками и, безусловно, нацелены на то, чтобы все дети, которые требуют получения медицинской помощи, имели возможность ее обрести на самом высоком уровне. Педиатрический университет к этому готов», – отметил Дмитрий Иванов.