
Энергетика Победы: в Русском музее открылась масштабная выставка Александра Дейнеки

Не всегда бывает так, что художник становится летописцем того времени, в котором живет. У Дейнеки же пульс эпохи прорывается в каждом полотне. Неслучайно его произведения называют символами XX века, а изображенных им людей – героями нового времени.
Триумф справедливости
Такую масштабную выставку советского мастера Русский музей не устраивал уже лет 40. В год 125-летия со дня рождения художника, который приходится на юбилей Победы, не сделать ее было невозможно. Так как в его картинах, рисунках и плакатах – и эпоха тяжелейших испытаний, и триумф справедливости, и время покорения космоса.
Вот знаменитые картины военной поры – «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и, конечно, «Сбитый ас», где изображение камнем падающего летчика рождает осознание неизбежной гибели врага.
Другого знакового полотна, запечатлевшего эпизод борьбы с фашизмом – «Оборона Севастополя», на выставке нет. Сейчас она экспонируется в Москве, но затем вернется на свое законное место в Русском музее.
«Дейнека, как художник, связан с этими образами – со знаменитой обороной Севастополя, со сбитым асом фашистским, с этими танками, проходящими по нашим деревням, и с тем чувством приближающейся Победы, вот этой энергетикой Победы, которая есть во всех его полотнах», – отметила генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова.

Запечатленное время
Дейнека был художником универсального дарования. Пойдя против воли отца – рабочего-железнодорожника, который хотел продолжения династии, он сам пробивал себе дорогу в жизни. Поступил в Харьковское художественное училище, а когда в феврале 1917-го занятия прекратились, он оформлял агитационные поезда, создавал декорации к спектаклям, служил учителем в женской гимназии и даже фотографом в уголовном розыске.
В годы Гражданской войны оборонял Курск от войск генерала Деникина, руководил местным отделением «Окон РОСТА», возглавлял художественную студию при губернском политуправлении. А затем поехал в столицу, где занимался в Высших художественно-технических мастерских у выдающихся российских графиков Владимира Фаворского и Игнатия Нивинского.
На выставке можно увидеть знаковые произведения того времени. Это знаменитые «Текстильщицы» и «Тракторист», чьи лица пронизаны радостью труда. «Портрет девушки с книгой», где он изобразил свою первую жену, и серию работ по итогам поездки (редчайший случай для того времени) в США и Европу. – «Парижанка», «Дамы с собаками».
«Жизнь выдвигала новое – прежде всего нового человека», – говорил сам Дейнека.

Демонстрируется впервые
Особое место в творчестве Дейнеки занимают полотна «Физкультурники» и «Бег». Спортсмены у художника воплощают идеал советского человека – физически и духовно здорового, полного сил и энергии строить новый мир. В то же время здесь прослеживается древнегреческая традиция, где телесная красота тесно связана с благородством и высокими моральными качествами.
Этой же теме посвящены и два мозаичных панно мастера. «Хоккеисты» – яркое, живое, оно, как и панно «Утро», демонстрируется впервые за последние 50 лет.
«Надеемся, что хоккеисты нашего СКА захотят его увидеть, сфотографироваться здесь и зарядиться энергией победы», – намекнула Алла Манилова.
Несмотря на регалии, Дейнека был народным художником СССР, лауреатом Ленинской премии, – интриги, помноженные на безуспешный поиск новых творческих путей, сделали свое дело.
Когда в начале июня 1969 года в Академии художеств открылась его большая персональная выставка, приуроченная к 70-летию, и вышел указ о присвоении ему звания Героя Социалистического труда, художник уже умирал в больнице.
Прощание с ним (уникальный случай!) прошло в том же зале, где была выставка, – так художник смог проститься со своими работами. Похоронили его на Новодевичьем кладбище Москвы, где позднее вдова установила массивный памятник работы известного скульптора Александра Рукавишникова.
Время, которому Дейнека всегда соответствовал и которое запечатлевал на своих полотнах, сделало его самым узнаваемым художником советского периода. И те 90 работ, что представлены на выставке, убедительно это подтверждают.
Выставка «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения», которая открылась в Корпусе Бенуа Русского музея, продлится до 14 апреля.