
На страже города: Петербург отмечает 120 лет со дня рождения одного из руководителей Ленинграда Алексея Кузнецова

Из библиотекарей в управленцы
Алексей Кузнецов родился 20 февраля 1905 года в Новгородской губернии в семье рабочего. Его детство пришлось на Первую мировую войну, две революции и Гражданскую войну. В 17 лет Кузнецов начал трудиться на лесопильном заводе, а в 19 лет вступил в комсомольскую организацию. Молодой рабочий хорошо проявлял себя, был трудолюбив, и ему поручалось все больше обязанностей. Он по заданию партии работал в городах Новгородской и Ленинградской областей, был как секретарем комитета, так и руководителем избы-читальни (библиотеки, в которой проводились просветительская и идеологическая работа с населением).
В начале 1930-х годов на работу Кузнецова неожиданно обратил внимание первый секретарь Ленинградского областного и городского комитета ВКП(б) (фактически – глава города) Сергей Киров и пригласил молодого партийного работника на службу в Ленинград. Однако начал Кузнецов с не самой высокой должности инструктора городского комитета. Впрочем, он снова смог проявить себя и пошел на очередное повышение. В 1930-х годах он работал в районных администрациях, затем вошел в руководство Ленинградской области. В 1938 году сменивший Кирова на посту первого секретаря Андрей Жданов назначил Кузнецова вторым секретарем городского комитета (горкома), фактически – своим заместителем.
В осажденном городе
Когда началась Великая Отечественная война, Кузнецов находился на посту второго секретаря горкома. В августе враг приблизился к Ленинграду, а в сентябре завершил окружение города. В те дни Жданов как секретарь ЦК ВКП(б) параллельно занимался вопросами всей страны, и часть обязанностей по управлению Ленинградом легли на Кузнецова. Положение было крайне тяжелым, в окруженном городе не хватало буквально всего. Нужно было срочно наладить снабжение и вместе с военными организовать оборону.
Кузнецов участвовал в разработке и утверждал планы эвакуации жителей и предприятий, формирования народного ополчения, а также строительства новых линий обороны. Все эти вопросы он контролировал лично, с инспекциями посещая предприятия и окопы. В первые самые тяжелые месяцы Кузнецов принимал участие в организации Дороги жизни, которая смогла хотя бы частично обеспечивать Ленинград. Также он координировал работу городской администрации с нуждами подразделений армии и флота, принимал участие в заседаниях военных советов фронтов и флотов. Ради соблюдения формальностей (ведь он был гражданским, а не военным лицом, участвовавшим в управлении вооруженными силами) в 1943 году Кузнецову присвоили звание генерал-лейтенанта.
Блокаду Кузнецов провел внутри осажденного города. Есть немало свидетельств о том, что он ел ту же пищу, что и солдаты блокадного Ленинграда. Современники вспоминали, что Кузнецов, несмотря на должность, был близок к населению.
В 1944 году, когда блокада была окончательно снята, Кузнецов за заслуги при обороне Ленинграда был награжден орденом Красного Знамени.
Подлый удар
Еще до окончания Второй мировой войны СССР столкнулся с новым вызовом – атомным оружием у США. К тому времени становилось понятно, что начинается противостояние капиталистического блока во главе с США и коммунистического во главе с СССР. Советскому Союзу было необходимо срочно создать свое атомное оружие, чтобы остановить вероятное нападение капиталистического блока, в котором начали планировать атаку (операция «Немыслимое»). На Атомный проект направили лучших ученых, которым нужно было обеспечить необходимые условия труда, что было поручено лучшим управленцам страны. И одним из последних стал Алексей Кузнецов. Таким образом, он тоже приложил руку к появлению атомного оружия у СССР, которое обеспечило мировое ядерное сдерживание.
В 1946 году ради этого проекта и работы в Управлении кадрами ЦК ВКП (б) Кузнецов покинул Ленинград. В Атомном проекте вместе с Кузнецовым также работал его дальний родственник Алексей Косыгин, который станет выдающим государственным деятелем в эпоху Брежнева.
В эпоху Сталина интриги пронизывали все руководство страны, а многие высшие чиновники становились их жертвами, попадали под суд и лишались жизни. Проявляя себя как управленец и занимаясь важнейшим проектом, Кузнецов не смог заметить удар в спину. Он вместе со многими товарищами по работе в Ленинграде стал жертвой интриг. Судебный процесс над ними получил название «Ленинградское дело». Главной причиной было то, что успехи и авторитет Кузнецова и других ленинградцев вызывали страх у их противников, а в 1948 году умер их покровитель Жданов.
Кузнецова арестовали 13 августа 1949 года. Под пытками у него добивались признания в заговоре. 30 сентября 1950 года он был приговорен к смертной казни и расстрелян на следующий день. Также пострадала его семья.
Но уже 1954 году Кузнецова посмертно реабилитировали, хотя публично вспоминать о нем и его заслугах начали только десятилетия спустя. В его честь в 1979 году был назван проспект в Красносельском районе, где многие магистрали названы в честь героев Великой Отечественной войны.