Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Мистика, льды и море: создатели сериала «Челюскин. Первые» рассказали, как проходили съемки

Сериал уже 20 февраля будет доступен в Интернете
Фото: предоставлено ПАО «Ростелеком»

20 февраля в онлайн-кинотеатре Wink «Ростелекома» стартует невероятно атмосферный, пронзительный, а местами мистический сериал-катастрофа «Челюскин. Первые» (18+). Это художественно осмысленная история легендарной арктической советской экспедиции, которая поразила весь мир.

Легендарная экспедиция

В основе сериала лежат реальные исторические события 1933-1934 годов, когда грузовой пароход «Челюскин» отправился в Арктику, чтобы первым пройти по Северному морскому пути из Мурманска до Владивостока за одну навигацию.

Однако 23 сентября 1933 года «Челюскин» был полностью заблокирован льдами. 104 человека, включая двоих детей, почти пять месяцев дрейфовали, пока 13 февраля 1934 года пароход просто не затонул. Люди остались на льдине в условиях полярной зимы. Эвакуация шла крайне медленно, первый самолет прибыл только 5 марта, а последних челюскинцев забрали 13 апреля.

Впрочем, команда проекта еще в первых титрах оговаривается, что сериал все-таки художественный, а не документальный. Так что не у всех героев есть исторические прототипы, да и линии отношений между многими персонажами добавлены лишь затем, чтобы усилить драму и заинтересовать зрителей.

«Я сыграла метеоролога Ольгу Сомову. Женщина с таким именем и похожей фамилией Комова работала на «Челюскине», так что моя героиня скорее собирательный образ. Но в нашем сериале много реальных событий, например одна из участниц экспедиции действительно родила девочку Карину, которая и сейчас, кстати, живет в Санкт-Петербурге», – рассказала актриса Стася Милославская на петербургской премьере сериала в киноцентре «Ленфильм».

Фото: предоставлено ПАО «Ростелеком»

Против стихии

Конечно, до подвига реальных челюскинцев команде проекта далеко, однако съемки сериала были не просто сложными, а очень сложными. Съемочная группа почти полтора года, что невероятно много по меркам современного кинематографа, работала на Чукотке, в Архангельской и Мурманской областях, в исторических местах Петербурга и Кронштадта и даже на Крайнем Севере, когда температура воздуха опускалась до 50 градусов.

«На севере очень сложно работать даже подготовленной и хорошо экипированной команде. Были дни, которые начинались при ясной и солнечной погоде, а потом нас накрывало снежной бурей так, что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Погода сводила с ума, но все члены команды собирали волю в кулак и продолжали работать», – вспоминает режиссер сериала Степан Коршунов.

Стася Милославская призналась, что это были самые сложные съемки в ее карьере.

«Помню, мы работали в каком-то заповеднике в поселке Териберка, который со всех сторон был окружен морем, и нас обдувал сильнейшей ветер. Мы даже не слышали друг друга. То, что партнеры говорят свои реплики, я понимала лишь по двигающимся губам», – вспоминает актриса.

Для того чтобы выдержать 12-часовую смену, актерам приходилось носить огромное количество одежды.

«Я девушка хрупкая, поэтому мне было сложно преодолевать сугробы в термобелье, нескольких свитерах, штанах, тяжелых унтах и тулупе. Кроме того, у моей героини был еще и специальный комбинезон летчика», – поделилась Стася Милославская.

Актеру Кириллу Кяро, сыгравшему начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто Шмидта, явно было чуть легче, чем всем остальным, ведь часть его лица была закрыта бородой.

«Костюмеры воссоздали очень точные интересные костюмы того времени, а реквизиторы подобрали весьма любопытные атрибуты: часы, трубки, морские приборы. На мне все это смотрится очень органично. Я прямо прочувствовал ту эпоху. Грим мне накладывали долго – одну только бороду приходилось наклеивать почти час», – вспоминает он.

Фото: предоставлено ПАО «Ростелеком»

Технический аспект

Построенные для съемок декорации ветер неоднократно сносило в море, а однажды под лед ушел целый снегоуборочный трактор. Чтобы не терять времени на борьбу со стихией, авторы проекта часть сцен решили снять в павильонах.

«Хочу похвастаться, что мы первыми в России использовали павильон с огромным LED-экраном, длиной 32 метра, а высотой 8. Он был размером с 10-этажный дом! К нам приезжала специальная группа людей с аппаратурой, с помощью которой можно было по щелчку пальцев изменить погоду, направление ветра, закат или восход, показать звездное небо. Именно на этих экранах я впервые увидела северное сияние, и, честно говоря, настоящее северное сеяние в Териберке меня впечатлило гораздо меньше», – рассказала Стася Милославская.

Впрочем, свои минусы были и при работе в павильонах.

«В апреле, когда на улице было плюс 15-20 градусов, мы работали в оленьих шкурах! Это было тяжелое испытание: некоторые просто падали в обморок», – вспоминает Стася Милославская.

Часть сцен сериала была снята на реальных судах, в том числе на легендарном ледоколе «Красин». Чтобы показать зрителям, как «Челюскин» уходил под воду, команде проекта пришлось построить гигантскую модель корабля в виде качелей, которые позволяли имитировать качку и тряску. Все эти труды были не напрасны – в сериале множество просто гипнотически красивых кадров.

Фото: предоставлено ПАО «Ростелеком»

Сохраняя историю

Несмотря на то что сериал художественный, его создатели серьезно отнеслись к документальной основе. В частности, они консультировались и с историками, и с потомками самих челюскинцев, а также с теми, кто спасал исследовательский отряд.

«Не скажу, что я досконально изучила историю этой экспедиции, но я много читала про нее, про ученых, которые в ней участвовали. Также съездила в МГУ, чтобы рассмотреть приборы, с которыми работают настоящие метеорологи. Как-то к нам на съемочную площадку приехали родственники тех, кто проводил спасательную операцию, и один дедушка сказал, что моя героиня Ольга Комова была самой красивой на том пароходе. Мне было очень приятно это слышать», – вспоминает Стася Милославская.

Елизавета Коробкина, внучатая племянница Героя Советского Союза Василия Молокова, летчика, который спасал челюскинцев, надеется, что сериал не только напомнит о легендарной экспедиции, но и заинтересует новые поколения историей.

«Меня поразили спецэффекты, любовные линии, мифические эпизоды сериала. Благодаря этому проекту молодежь начнет погружаться в историю нашей страны, причем с правильной точки зрения», – считает она.

«Челюскинцы. Первые» будут выходить по одной серии в неделю с 20 февраля по 27 марта включительно. Сериал был снят по заказу «НМГ Студии» при поддержке Института развития интернета.

Видео: предоставлено ПАО «Ростелеком»