Яндекс.Метрика
  • Юлия Лазовская

Метод доктора Короткова: как русский врач сделал прорыв в измерении артериального давления

Этот единственный точный способ, официально утвержденный на международном уровне
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Согласно данным Росстата, каждый седьмой россиянин имеет проблемы с повышенным давлением, и это особенно актуально для жителей Санкт-Петербурга, а каждый четвертый человек в мире страдает от гипертонии. Доктор Николай Коротков, родившийся в 1874 году, изобрел уникальный метод звуковой фиксации артериального давления, который стал единственным точным способом, одобренным на международном уровне. Подробнее о его жизни и влиянии на общественность рассказало издание spb.aif.ru.

Николай Коротков учился в Харьковском и Московском университетах, а затем работал в различных медицинских учреждениях. Во время Русско-японской войны он служил в армии и занимался разработкой методов лечения раненых солдат. Именно тогда он обнаружил интересный феномен: прослушивая фонендоскопом сосуды раненых с аневризмами, он услышал равномерные изменения звуков.

Вернувшись с фронта, Коротков продолжил исследования и разработал свой метод измерения артериального давления. Его открытие стало настоящим прорывом в медицине и позволило точнее и быстрее определять уровень давления у пациентов.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Звуки сердца

Настоящая слава пришла к врачу после доклада, представленного в ноябре 1905 года в Военно-медицинской академии. В нем Коротков представил самый точный и простой метод определения артериального давления, описав его всего в 281 слове.

Докладчик пришел к выводу, что в нормальных условиях полностью сжатая артерия не издает звуков. Основываясь на этом явлении, Коротков предложил использовать звуковой метод для определения кровяного давления у людей.

«Рукав Рива-Роччи накладывается на среднюю треть плеча, давление в рукаве быстро увеличивается до полного прекращения кровообращения ниже рукава. Затем, пока ртуть в манометре падает, исследователь использует детский стетоскоп для выслушивания артерии сразу под рукавом. Сначала не слышно никаких звуков. При падении ртути манометра до определенной высоты возникают первые короткие тоны, указывающие на прохождение части пульсовой волны под рукавом. Таким образом, цифры манометра, соответствующие появлению первого тона, соответствуют максимальному давлению. При дальнейшем падении ртути в манометре слышны систолические компрессионные шумы, которые снова превращаются в тоны (вторые). Наконец, все звуки исчезают. Время исчезновения звуков указывает на свободное прохождение пульсовой волны; другими словами, в момент исчезновения звуков минимальное кровяное давление превышает давление в рукаве. Следовательно, цифры манометра в это время соответствуют минимальному кровяному давлению», – объяснял Коротков.

Хотя с тех пор прошло более 100 лет, более точного способа измерения давления человечество так и не нашло.

В 1935 году метод Короткова стал единственным официальным методом неинвазивного измерения артериального давления, утвержденным Всемирной организацией здравоохранения. В 1939 году объединенный комитет Американской кардиологической ассоциации и Кардиологического общества Великобритании и Ирландии признал его стандартным методом исследования кровяного давления.

По сути, разработка Короткова стала основой для развития всей медицинской отрасли, занимающейся изучением гипертонической болезни.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Дальнейшая судьба

После своего открытия Коротков продолжал работать практикующим врачом. Он отправился в Сибирь, где оказывал помощь раненым рабочим, пострадавшим во время Ленских расстрелов.

Открытие Николая Сергеевича положило начало новому этапу в истории медицины в области изучения функций системы кровообращения у здоровых и больных людей. Возникло и успешно развивалось учение о гипертонической болезни и артериальной гипертензии, наблюдаемой при других заболеваниях. Однако, несмотря на прогресс медицинской науки и технологий, основой для определения артериального давления остаётся простой, доступный и точный звуковой метод Короткова.

Частые командировки в действующую армию негативно сказались на здоровье Николая Сергеевича, и он заболел туберкулёзом. Чтобы поправить здоровье, он переехал в Сибирь. Там он работал хирургом и терапевтом в приисковой больнице, оказывая помощь раненым после расстрела рабочих царскими властями.

С началом Первой мировой войны Коротков снова спасал раненых, работая хирургом в госпитале в Царском Селе. Главный совет врачей Санкт-Петербурга назначил его старшим врачом клинической больницы имени Петра Великого (ныне больница имени И. И. Мечникова), где он проработал до своей смерти.

К сожалению, Коротков прожил всего 46 лет и умер от туберкулёза лёгких в 1920 году. Его жена Елена Короткова скончалась в 1942 году во время блокады Ленинграда. Сын Николая Короткова, Сергей Николаевич Коротков, продолжил дело отца и работал врачом в Ленинграде до конца 1970-х годов.

В своих исследованиях Николай Коротков выделил пять этапов звуковых сигналов, возникающих при измерении артериального давления.

На первой стадии появляются устойчивые звуковые сигналы, интенсивность которых возрастает по мере снижения давления в манжете. Значение манометра на первом тоне соответствует систолическому давлению.

Второй этап характеризуется возникновением так называемого «шума струи» внутри манжеты. Этот звук связан с движением крови по сужающемуся сосуду.

Во время третьего этапа громкость звуковых сигналов и шума увеличивается. Звуки становятся наиболее отчётливыми.

На четвёртой стадии происходит резкое снижение громкости звуков и исчезновение «шума струи». Этот этап можно использовать для определения диастолического давления у пациентов, у которых пятая стадия звуковых сигналов отсутствует. В таком случае значение манометра на четвёртой стадии будет соответствовать диастолическому давлению.

Пятая и заключительная стадия характеризуется полным исчезновением звуковых сигналов. Значение манометра на последнем тоне будет соответствовать диастолическому давлению.

Ранее петербуржцам рассказали, что гипотоники могут страдать от гипертонии.