
Литератор Кирилл Казачинский: «Проза Вадима Шефнера – это застывшая поэзия»

Творческий путь Вадима Шефнера начинался в довоенные годы и продолжился во время блокады Ленинграда. Темы, которые Вадим Сергеевич раскрывал в своих книгах, актуальны и в настоящее время, поскольку близки каждому. Литератор писал про простых людей, часто попадавших в необычные, фантастические ситуации.
О том, как Анна Ахматова относилась к творчеству Шефнера, кто из известных писателей так вдохновился книгами этого мастера, что написал всем известную повесть, и наконец, есть ли в Петербурге место, связанное с именем Вадима Сергеевича – об этом «Петербургскому дневнику» рассказал книжный обозреватель портала «Культура Петербурга», литератор, член Международного совета по фантастической и приключенческой литературе при Союзе писателей РФ, лауреат литературной премии «Во славу Отечества» Кирилл Казачинский.
– Расскажите, почему у вас возник интерес к творчеству Вадима Шефнера?
– Я читаю с четырех лет. Когда мне было 10, тетушка принесла «Сказки для умных», и эта книга поразила меня своей самобытностью. Это произведение было абсолютно не похоже на то, что я читал раньше: на фантастику Жюля Верна или романтические приключения «Остров сокровищ». Читая Шефнера, ощущаешь, что с тобой разговаривает приятель или кто-то очень родной. Это чувство было неожиданно, интересно, и мне понравилось.
– По вашему мнению, можно ли отнести Вадима Шефнера к поэтам Серебряного века?
– Конечно, нет. Шефнер начал писать стихи еще в детстве, но первое опубликованное относится к 1933 году.
Во-первых, большинство исследователей ограничивают Серебряный век поэзии 20 годами 20-го века, а, во-вторых, Вадим Сергеевич писал совсем не в стиле поэтов этого периода. Произведения Шефнера были очень хлесткими и нежными одновременно, но при этом, в отличие от большинства творений Серебряного века, этому поэту были несвойственны ни высокопарные сравнения, ни сантименты.
К поэзии Вадима Сергеевича очень хорошо относилась Анна Андреевна Ахматова. Она выделяла этого автора из всех и следила за его творчеством, что было достаточно странно. Особенно, если учесть критический настрой поэтессы по отношению к коллегам.
Ахматова ставила Шефнера в один ряд с Бродским. На мой взгляд, произведения Бродского ближе к поэзии Серебряного века, чем работы Шефнера.
– К какому направлению можно отнести поэзию Вадима Шефнера? И в каком жанре он писал прозу?
– Первую книгу стихов автор выпустил еще в 1940 году, тогда же вышел его первый рассказ. Во время войны до 1942 года Вадим Сергеевич служил в охране аэродрома под Ленинградом, и этот опыт сильно отразился на его творчестве. В 1943 году Шефнер создал один из самых сильных рассказов «Наследница». До него войну так еще никто не описывал. Самой яркой нитью в произведении является описание попытки умирающего солдата не напугать и защитить маленькую девочку, случайно оказавшуюся рядом.
Глобально – я бы назвал Вадима Сергеевича основоположником реалистичной фантастики. Если архитектура – это застывшая музыка, то проза Шефнера – это застывшая поэзия. Кстати, он, в первую очередь, и считал себя поэтом.
Мой друг, к сожалению, уже ушедший из жизни, рассказывал, что к ним в военный институт приходил Шефнер и читал свои стихи. Но когда студенты стали спрашивать Вадима Сергеевича про его фантастические рассказы, тот сильно рассердился, поскольку считал себя не прозаиком, а поэтом. И, кстати, его проза похожа на «белый» стих, который просто рассказывает о сложных вещах.
– Расскажите, какие темы затрагивает Шефнер в своём творчестве?
– Проза Вадима Сергеевича описывает жизнь во всех её проявлениях. Изначально автор был реалистом, далеким от фантастики. Но вскоре после ухода своих учителей – Зощенко и Шварца – начал вплетать в произведения и нереальные сюжеты. Я связываю это с тоской по ушедшим гениям. После смерти значимых людей у человека образуется «пустота» внутри, которую каждый пытается заполнить, как может. Поэт Шефнер заполнял притчами, реалистичной прозой, незаметно переходящей в фантастику. Его произведения написаны достаточно просто, как будто вы слушаете рассказ интересного человека, едущего с вами вместе в электричке. Причем ваш собеседник – не герой в сияющих доспехах, а человек, живущий по соседству, ходящий в те же кинотеатры и магазины. Практически все герои Вадима Сергеевича – обычные люди, но при этом добрые и человечные.
– Кто вдохновлял этого литератора и с кем он дружил в творческом плане?
– Когда Шефнер занимался в поэтической студии, к ним приходили Зощенко и Заболоцкий. Говорят, что появлялась и Ахматова, но тогда будущий фантаст с ней не познакомился. Но если посмотреть на самые первые произведения Вадима Сергеевича, например, на рассказ «Наследница», то там найдутся очень интересные параллели с произведением Шварца «Обыкновенное чудо». Евгений Шварц использует в своей сказке одну из линий абсолютно реалистичного рассказа Шефнера. А в фантастике Вадима Сергеевича герои говорят языком, очень похожим на стиль Зощенко, люди попадают в странные условия, в чем-то сказочные. И периодически при прочтении Шефнера возникает ощущение, что Зощенко и Шварц начали вместе писать какое-то фантасмагорическое произведение.
Самое известное произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» вышло ровно через год после рассказа Шефнера «Скромный гений, или Путешествие за свою спину». У произведений есть ряд общих черт. Читателю показывают маленького человека, оказавшегося в сказочной ситуации, у Шефнера, например, это скромный изобретатель, создающий удивительные вещи. У Стругацких главный герой – программист Привалов, который едет в отпуск на север со своими друзьями и случайно встречает волшебников, ищущих специалиста. И, живя на севере, где мир сказок перемешан с бытом, Привалов пребывает в легкой эйфории – волшебником, конечно, не стал, но зато попал в ситуацию, где все сказочные герои гуляют рядом.
В книге Шефнера «Лачуга должника» – обратная ситуация: Вадим Сергеевич в своем стиле вписал в мир «Полдня» Стругацких с звездными кораблями и межпланетными путешествиями простого человека. По сюжету – маленький человек получил бессмертие, которое герою, по большому счёту, не нужно. И теперь парень мечется по свету, не находя ответа на самый сакраментальный вопрос: бессмертие – это награда или тяжкий крест.
– Есть ли в Петербурге памятная табличка или улица, названная в честь поэта-фантаста?
– В 2014 году на Васильевском острове Северной столицы появилась улица Шефнера. Это очень интересное и странное место, чтобы добраться до него – нужно пройти широкий бульвар Александра Грина, пересечь громадную площадь Европы и только тогда оказаться на улице Вадима Шефнера, очень напоминающей жизнь писателя – такая же узкая и извилистая.
– Что из произведений Вадима Шефнера вы бы посоветовали прочитать представителям молодого поколения?
– Хороши его рассказы и повести, например, «Сестра печали», где Шефнер, копируя стиль древних сказаний, называет войну – сестрой печали. В этом произведении автор выводит в одном из персонажей учителя, поразительно похожего на Михаила Зощенко. Все судьбы писателей плотно переплетены между собой.
Так Шварц в своём творчестве обращался к шефнеровским рассказам, например, к той же «Наследнице». И я рекомендую прочитать это произведение, если хотите увидеть войну глазами человека, не понаслышке знающего её обратную, страшную сторону.
Еще я бы посоветовал обратить внимание на цикл произведений, написанных на стыке фантастики и притчи – «Сказки для умных». По-моему, знакомство с творчеством Шефнера лучше всего начинать с них, они одновременно мудрые и понятные, простые по стилю и очень глубокие по сути. В этот сборник входят четырнадцать произведений, большую часть которых достаточно часто печатали, а четырнадцатое автор не успел закончить.