Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

Служба без отрыва от производства: как научно-производственная рота строит корабли на Северной верфи

Призывники работают не только на производстве, но и техниками
Фото: Игорь Осочников

На заводе «Северная верфь» приступили к работе военнослужащие из нового для нашего города подразделения – научно-производственной роты. В Петербурге решили перенять опыт «Севмаша» и «Янтаря», где подобные проекты реализуются не первый год. В такие подразделения набирают про призыву парней, уже получивших среднее профессиональное образование, обладающих специальностями, которых не хватает сегодня одной из градообразующих отраслей Петербурга – судостроительной промышленности.

Почему именно Северная верфь, а, к примеру, не Балтийский завод или Адмиралтейские верфи? Как уверяют на предприятии, причина одна – максимальная открытость для всех новаций.

Как отмечает генеральный директор завода «Северная верфь» Михаил Ненюков, отношение к судостроению в стране меняется. Растет число заказов, соответственно, увеличивается спрос на квалифицированные кадры. Он уверен, что организация подобных подразделений выгодна всем: судостроителям, городу, Минобороны и, конечно, самим срочникам. Им, только начинающим свой путь в профессии, научно-производственная рота помогает не только не выпадать на год из процесса, но и повышать свою квалификацию, получать опыт. Это позволит им после увольнения в запас претендовать на более высокую, чем до призыва, зарплату.

На предприятии к приему роты подготовились – выделили помещения под раздевалки, место в столовой, решили транспортные проблемы по доставке ребят на завод. Но главное – нашли кандидатов для службы в роте.

Дело в том, что при организации подобных научно-производственных подразделений есть два важных момента. И первый из них – все молодые люди, которые будут служить в нем, должны на момент призыва быть сотрудниками предприятия. Второе – работать они могут только на тех заказах, которые строятся по контракту с Минобороны.

Как пояснил заместитель генерального директора Северной верфи по персоналу Юрий Ермилов, потенциальных призывников отбирали, в первую очередь, в двух колледжах Санкт-Петербурга – Судостроения и технологий и Петровском.

«В этих учебных заведениях готовят специалистов по максимально возможному числу нужных нам профессий, – пояснил Юрий Ермилов. – В итоге было принято на завод около 60 человек из которых призвано 30. При отборе учитывали успеваемость, желание работать и намерение после увольнения в запас остаться на нашем предприятии».

Тут самое время сделать еще одно уточнение. Отбором кандидатов занимается не военный комиссариат, а представители предприятия. Именно они направляют документы военкомам, после чего список утверждается на уровне Главкомата ВМФ и Минобороны России.

«У нас сейчас служат ребята по 13 специальностям в 6 цехах, – рассказал генеральный директор Северной верфи Михаил Ненюков. – Они работают не только на производстве, но и техниками. За этот год службы получат дополнительные навыки. Будут более конкурентоспособными по сравнению с теми, кто в подразделение не попал».

Роман Кириллов (здесь и далее фамилии изменены) закончил Петровский колледж, получив специальность сборщик конструкций металлических судов. Работал на Северной верфи сварщиком. Без отрыва поступил в легендарную питерскую Корабелку, чтобы получить высшее образование. Тут и подошло время отдать свой конституционный долг Родине.

«Мне предложили служить в научно-производственной роте. Переговорил с родителями, они поддержали, – рассказывает Роман. – В итоге получаю профессиональный опыт и параллельно служу в армии. Что буду делать дальше – решу ближе к дембелю. Скорее всего, получу высшее образование и продолжу работать на заводе».

Пока опыт службы в научно-производственном подразделении у недавних призывников минимальный. Форму они надели в декабре. После этого прошли курс начальной подготовки, приняли присягу и недавно вернулись на завод. Живут в подразделении. В 8 утра автобус привозит их на предприятие. Переодеваются в рабочую одежду – и по местам. Затем обед, опять работа – и назад в подразделение. Продолжительность рабочего дня, как и у гражданских специалистов, зависит от профессии. Увольнительных в город пока не было, хотя понятно, что ребятам, в большинстве своем питерцам, хочется побывать дома и повидать друзей.

«У меня идет стаж, – делится первыми впечатлениями Илья Русов. – Занимаюсь своим делом. К тому же есть возможность за этот год повысить разряд».

Закончив разговор, он плотнее запахивает куртку сварщика, отходит на отведенный ему участок секции бортовой обшивки корабля, и уже через минуту там вспыхивает огонь электрической дуги.

Попав служить в научно-производственную роту, 18-летний Алексей Васильев не просто вернулся на завод, а работает в том же цеху и за тем же верстаком, что и до призыва. Только теперь в разрезе его рабочей спецовки проглядывает полосатая ткань тельняшки.

«Привык за два месяца», – говорит Алексей.

Ему с детства нравилось работать с деревом, потому и специальность в коллеже выбрал соответствующую – судостроитель и судоремонтник неметаллических судов.

«Я все еще учусь, – делится Алексей. – Осваиваю практические нюансы, которые помогают делать работу лучше и быстрее».

Его наставник и бригадир Юрий Андреев подопечным доволен.

«Больше опыта наберутся, надеюсь, потом вернутся уже не учениками, а полноправными рабочими. Наверное, это будет хороший опыт. Пока у парней не все получается, но есть желание и старательность. Тогда все получится. Делимся с ними секретами мастерства, постепенно передаем свои навыки, которых нет в учебниках», – рассказал Юрий Андреев.

Сам бригадир, чувствуется, своим подопечным немного завидует. Когда он 43 года назад пришел на тогда еще завод имени Жданова, такой возможности – служить на предприятии – не было, и он на два армейских года оказался оторванным от выбранной специальности.

«Служба в таких подразделениях – один из о один из способов привлечь к профессии ребят, которые учатся в городе, – говорит директор Северной верфи Михаил Ненюков. – За этот год мы можем показать им преимущества работы в судостроения. Помочь влиться в наш коллектив, чтобы вернулись на завод».

Получит ли проект развитие – пока сказать трудно. Но на Северной верфи делают все, чтобы не только сохранить, но и расширить научно-производственное подразделение. А гендиректор уверен – слух о том, что можно служить и продолжать работать на заводе пройдет по городу и привлечет на Северную верфь много новых молодых кадров.