
Галина Седова: «Пушкин Юры Борисова чрезвычайно убедителен»

– Галина Михайловна, можно ли назвать новый фильм о Пушкине достоверным?
– Безусловно! И это несмотря на то что многие события перепутаны. Некоторые из них не имели места в действительности, персонажи не всегда узнаваемы – их лица, костюмы не во всем соотносятся с известными портретами и нашими представлениями о пушкинской эпохе. Оригинальная интерпретация исторического материала покажется особенно неожиданной для тех, кто рассчитывает увидеть очередную реконструкцию жизненного пути поэта «от сих до сих».
– В таком случае о чем повествует эта картина?
– На суд зрителя представлена не хроника жизни, а ее художественное воплощение на экране – история яркая, динамичная, увлекательная. Линия судьбы Пушкина, его общественная трагедия прочерчены пронзительно ясно. Полагаю, многих удивит, насколько дерзко и выразительно авторы фильма соединяют события подлинные и несуществующие. Некоторые обстоятельства выглядят как вневременные: петербургское светское общество начала 1820-х годов изображено столь гротескно, что напоминает дионисийское празднество или инфернальный бал в известном романе Михаила Булгакова.
Крайне неожиданно решена судьбоносная для Пушкина встреча в 1826 году с новым царем. Не могут не вызвать улыбку, особенно у специалистов, некоторые персонажи фильма – поэт Жуковский, граф Бенкендорф, княгиня Голицына, – настолько они шаржированы и не похожи на своих конкретных прототипов. Дело в том, что на экране мы видим обобщенные образы знаменитых современников поэта. Но такой прием позволяет обозначить ключевую линию их поведения, указать на место этих людей в жизни и творческой судьбе Пушкина.
– Но Пушкин-то реальный?
– Именно Пушкин является единственным реальным, подлинным героем фильма и всей представленной в нем истории. На мой взгляд, это самая крупная удача авторов.
Конечно, у каждого из нас «свой Пушкин», свои предпочтения даже в его иконографии, но Пушкин Юры Борисова чрезвычайно убедителен. И дело не во внешнем сходстве, хотя оно, безусловно, имеется. Экранный Пушкин в его исполнении ожил настолько, что оказался узнаваемым как настоящий поэт даже со спины. Вокруг него вращается весь этот грандиозный мир, в котором существуют правдоподобные и непохожие на реальность обстоятельства и персонажи. И в то же время он содержит в себе ошеломляющую и бесконечно искреннюю историю поэта, непонятого при жизни «не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями», как написал Вяземский.
– Чем может заинтересовать этот фильм самых разных зрителей?
– Признаюсь: происходящее на экране захватывает с первых кадров. Кого-то увлечет драматический сюжет, необыкновенные события жизни великого поэта. Кому-то окажется близок язык современного нового кино, которое не чуждается даже стиля рэп, что также воспринимается на удивление уместно и органично.
…Когда-то Пушкин заявил читателю: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман!» А возвышает ли нас вот такой «кинообман», созданный молодыми, дерзкими кинематографистами? Да, именно возвышает.