
Петербуржцам рассказали, почему Финляндский вокзал является историческим символом

В нашем городе Финляндский вокзал стал пятым по старшинству после Витебского, Московского, Варшавского и Балтийского. Но именно ему не раз выпало оказаться в центре ключевых событий.
Необходимость в его постройке возникла вместе с развитием железных дорог на территории Великого княжества Финляндского, находившегося в составе Российской империи.
ДЛЯ НОВОЙ ЛИНИИ
К 1870 году завершилось строительство железной дороги Петербург – Рийхимяки, проходившей через относившийся к Финляндии Выборг. Специально для нее и строили новый вокзал на северном берегу Невы, на Выборгской стороне, где находился военный полигон.
Автором проекта стал Петр Купинский, штатный архитектор Министерства путей сообщения. Впрочем, от того проекта сегодня не осталось практически ничего. Старое здание было невысоким (один-два этажа) и каменным, а его главный фасад выходил на Финский переулок, а не на нынешнюю площадь Ленина.
13 февраля 1870 года новый вокзал был торжественно открыт. В тот же день начали работать и другие вокзалы на линии Петербург – Рийхимяки, например, в Терийоках (ныне – Зеленогорск), где проходил таможенный досмотр, ведь Великое княжество Финляндское было отдельной экономической зоной.
ДАЧНИКИ ОЦЕНИЛИ
В конце XIX века северный берег Финского залива стал привлекать все больше отдыхающих. Там началось активное загородное строительство, и дачники направлялись на свои участки именно с Финляндского вокзала. Поселки вдоль новой железной дороги – Парголово, Шувалово и другие – закономерно росли.
По статистике, в 1890-е Финляндским вокзалом каждый день пользовались около 5 тысяч человек. Современники отмечали, что мест в поездах не хватало на всех желающих и в летний сезон вагоны часто бывали переполнены.
Первая мировая война внесла свои коррективы, и число отдыхающих сократилось.
ЛЕНИН НА БРОНЕВИКЕ
А весной 1917 года на Финляндский вокзал из эмиграции прибыл лидер партии большевиков Владимир Ленин – он вернулся в Россию через Швецию и Финляндию. Поезд с политиком пришел в ночь с 3 на 4 апреля, его встретили местные сторонники. Дальнейшие события обросли множеством мифов, легенд и споров. Считается, что около Финляндского вокзала Ленин взобрался на удачно оказавшийся рядом броневик и выступил перед собравшимися с речью, которая стала легендарной.
Получается, именно с Финляндского вокзала начался путь вернувшегося в Россию Ленина к власти. Поэтому для большевиков этот вокзал стал важным символическим местом. В 1926 году на площади перед ним установили памятник Ленину. Фигура вождя революции стоит на цоколе, изображающем башню броневика, из-за чего памятник получил в народе название «Ленин на броневике». По мнению искусствоведов, именно этот монумент в дальнейшем стал образцом для многочисленных памятников Ленину по всей стране.
В БЛОКАДУ
До Великой Отечественной войны Финляндский вокзал продолжал связывать Ленинград с населенными пунктами к северу от него, разве что прервалось регулярное сообщение с отделившейся Финляндией.
Когда же Ленинград оказался в кольце блокады, враг перерезал все железнодорожные пути, которые могли использоваться для снабжения города. Все вокзалы прекратили сообщение с Большой землей, кроме Финляндского. Дело в том, что именно от этого вокзала шла железнодорожная ветка до Ладожского озера, по которому и можно было установить постоянное транспортное сообщение. Таким образом, именно Финляндский вокзал стал отправной точкой пути, названного Дорогой жизни. Известно, что с него в 1941-1942 годах ленинградцы отправлялись в эвакуацию из города.
В феврале 1943 года, после того как блокада была прорвана, в месте прорыва в рекордные сроки проложили железную дорогу, поезда по которой пошли на Финляндский вокзал.
С ОСТЕКЛЕНИЕМ И БАШНЕЙ
Уже в 1944 году было принято решение о реконструкции вокзала, а фактически о его полной перестройке в совершенно новом стиле. Первый проект создал Александр Гинцберг, именно он придумал обратить новый фасад здания на площадь Ленина.
Но строительство затянулось на 16 лет, проекты постоянно пересматривались, а проектировавший здание архитектор Николай Баранов был репрессирован по «Ленинградскому делу». За эти годы даже успели построить под вокзалом станцию метро «Площадь Ленина». Ее вестибюль потом стал частью нового здания, как и сохраненная небольшая часть старого вокзала 1870 года, выходящая на Финский переулок.
Только в 1960 году строительство закончилось, и Финляндский вокзал принял современный вид с масштабным остеклением и башней. В 1969 году на его фасаде были установлены 17 горельефов, изображающих события двух революций 1917 года.
Сегодня с Финляндского вокзала отправляются пригородные поезда на север Ленинградской области, а также региональные поезда «Ласточка» в Карелию.