![](/media/_b/Макеты_Шапка_для_сайта_обновленные_Сайт_шарка_копия.jpg)
Денис Усанов: «Наша модель транспортного обслуживания – одна из самых эффективных в стране»
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/1006888/__medium_f.spbdnevnik2.jpg.jpg)
– Денис Сергеевич, в какой из моментов пути пассажир, вошедший в автобус, троллейбус или трамвай, встречается с работой «Организатора перевозок»?
– Это происходит еще на остановке, когда пассажир видит транспортную информацию на лайт-боксе или пилоне, который обслуживает «Организатор перевозок». Если же он использует такие удобные электронные сервисы, как «Личный кабинет пассажира» (позволяет пополнять единый электронный билет «Подорожник) или транспортный чат-бот (оперативно информирует об изменениях в маршрутной сети), которые созданы нашим учреждением, то знакомство с «Организатором перевозок» происходит еще до прихода на остановку.
В салоне пассажир обращает внимание на информационное оснащение подвижного состава: правила проезда и инструкции по его оплате, информацию об электронных сервисах и прочую информацию. Это тоже наша работа. Третья встреча происходит, как только пассажир приложил проездной документ к валидатору, который подключен к нашей электронной системе оплаты проезда. Встречается с нами он и тогда, когда входят контролеры и вежливо просят подтвердить оплату проезда. А еще пассажир может оставить обращение на сайте или по многоканальному телефону круглосуточного контакт-центра.
– На что вам чаще всего жалуются по телефону?
– Это горячая линия не только для жалоб, но и информационная. Подавляющее большинство звонков на нее – это запрос информации о прибытии подвижного состава на остановку. Город у нас очень динамичный, маршруты могут меняться из-за различных строительных или ремонтных работ. Жалобы же чаще поступают на транспорт, который ходит не по расписанию.
– Транспорт в Петербурге становится пунктуальнее?
– Правильный вопрос. Как измерять критерии эффективности работы транспорта? Подходить можно с разных сторон – количество транспортных средств на линии, число перевезенных пассажиров, пройденные километры, а можно и с точки зрения расписания. Соблюдается ли оно и насколько адаптировано, например, под пересадки?
Все эти показатели, конечно, взаимно друг друга дополняют. А дальше идет вопрос приоритетов.
В прошлом году мы приняли региональный стандарт транспортного обслуживания, а в этом разрабатывается региональный комплексный план транспортного обслуживания. В этих программах есть система целевых показателей, к которым мы стремимся. Среди них, например, увеличение процента выполненной транспортной работы и снижение интервала в часы пик. Иными словами, мы должны в час пик возить еще быстрее и еще чаще и при этом пунктуальнее.
Говоря о планах, подчеркну, что показатель доли выполненных рейсов в соответствии со стандартом должен вырасти с 95,6 до 98 процентов в 2029 году. Много это или мало? Положительным результатом считается 95 процентов. С другой стороны, конкретному человеку, который ждет конкретный рейс, важно, чтобы именно он пришел вовремя, а еще важнее, чтобы он пришел в принципе. Когда транспорт не приходит, когда срывается рейс, это гораздо более болезненная история. Мы сохранили положительную динамику по пунктуальности транспорта в прошлом году и продолжаем эту работу в 2025 году.
– Много пассажиров в прошлом году перевез общественный транспорт?
– Более 1,7 миллиарда человек. Это на 110 миллионов больше, чем в 2023 году.
– За счет чего рост? Автомобилисты, туристы?
– Я бы говорил о синергии. В росте пассажиропотока есть еще и доля остаточного эффекта возвращения из ковидных времен, роста города, повышения транспортной доступности новых локаций, где-то появились удобные пересадки на общественный транспорт…
На дорогах Петербурга много личного автотранспорта, и, безусловно, есть категория граждан, которые ни при каких обстоятельствах не откажутся от личного автомобиля. Но в последние годы наблюдается тенденция к снижению автомобилизации. На этом фоне рост пассажиропотока связан и с глобальными преобразованиями в сфере общественного транспорта нашего города.
Современный, безопасный, удобный и доступный общественный транспорт – один из приоритетов развития Петербурга как мегаполиса 21-го века. Усилия «Организатора перевозок» и всего транспортного блока города направлены на то, чтобы жители и гости Северной столицы выбирали общественный транспорт, видя его комплексные преимущества. Соответствующие задачи поставлены губернатором Санкт-Петербурга Александром Дмитриевичем Бегловым.
– Раз уж про тактовые электрички зашла речь, то о них в Петербурге теперь информируют даже на картах метрополитена. Как «Организатор перевозок» учитывает их в своей работе?
– Мы прежде всего адаптируем маршрутную сеть и расписание к электричкам. Наша задача, когда приезжает конкретная электричка в то же Сергиево, понять, больше приезжающих или отправляющихся людей. Если электричка больше привозит людей, чем увозит, то общественный транспорт должен дождаться приезда электрички и увезти этих людей. А если люди, наоборот, уезжают на электричке, то приехать раньше ее отправления. Просто стоять у станции общественный транспорт не может, это неэффективно.
– В этом году планируется открытие первой станции метро в Красносельском районе. Учитываете это в планах по изменению маршрутов?
– Основная цель наземного транспорта – довезти людей до крупных пересадочных узлов, к которым относятся станции метрополитена. Маршрутная сеть адаптируется как в случае закрытия станций метро на ремонт, так и в случае открытия новых. Поэтому, конечно, готовимся.
Есть еще один фактор при организации транспортного движения, который не так заметен пассажирам. Это работа с отстойно-разворотными площадками, к которым привязаны маршруты. Когда в районах появляются места, где мы можем соблюсти для водителей режим труда и отдыха, обязательные перерывы, то это позволяет качественно переработать маршрутную сеть под потребности жителей. Например, в конце прошлого года мы закончили расширение площадки на Белорусской улице. Теперь мы можем заводить туда маршруты, делать их более эффективными. Также в 2024 году отремонтировали две конечные станции на Малой Балканской и Южном шоссе, улучшили условия труда. В этом году планируем продолжать развивать отстойно-разворотные площадки.
– Что должно быть на конечной станции?
– В настоящее время на балансе «Организатора перевозок» порядка 100 площадок, часть из них полностью соответствует решаемым задачам, некоторые – частично, а есть конечные станции, требующие комплексного развития. Чтобы привести все к единому современному уровню, мы разрабатываем стандарт обеспечения отстойно-разворотных площадок. Объективно, если расписание строится так, что маршрут начинается со станции, то там нужно помещение, где медик мог бы проводить предрейсовый осмотр. Столовая, зона отдыха, туалеты – все это тоже должно быть. А значит, что туда должна быть подведена вода, канализация и иные инженерные сети. Ничего сверхъестественного, но это то, что предстоит сделать для наших водителей.
– Каких новых маршрутов ждать городу в этом году?
– На намыв Васильевского острова и на Союзный проспект. На намыв уже ходит маршрут 220, но он делает круг по району. А новый будет идти от «Приморской» и будет более прямым и эффективным.
– В прошлом году начался эксперимент по оплате проезда виртуальным «Подорожником». Насколько удачно он проходит?
– У нас уже больше 20 тысяч пользователей-тестировщиков виртуального «Подорожника». Сейчас мы дошлифовываем мобильное приложение, готовимся к его запуску в ближайшее время. На первом этапе виртуальный «Подорожник» позволит использовать все виды проездных билетов, кроме льготных. Льготные проездные планируем интегрировать в приложение до конца текущего года. Таким образом, у школьников, студентов и иных категорий льготников появится возможность продлевать свои проездные не в кассах, а прямо в своем смартфоне.
– Много «зайцев» в общественном транспорте находят контролеры?
– На автобусных маршрутах работают около 500 контролеров-ревизоров «Организатора перевозок». В прошлом году они проверили 18,3 миллиона пассажиров. У порядка двух процентов был не оплачен проезд.
– Когда только переходили на новую модель транспортного обслуживания, три года назад, было семь процентов «зайцев».
– А до этого процент оплаты был практически максимальным, приближался к 100 процентам. В том числе это была и заслуга транспортной привычки, сформированная тем, что кондуктор стоял над душой, а водитель на входе в маршрутках принимал оплату. С переходом на новую транспортную модель люди увидели, что кондуктора нет, а у водителя нет интереса к сбору выручки, только к безопасности и расписанию, и некоторые пассажиры решили не платить.
Такое было не только в Петербурге. Во многих регионах России, которые перешли на новую модель, с этим столкнулись. Но мы успели создать систему контроля, при которой пассажир стимулирован своевременно оплачивать проезд. Контролер может войти на любой остановке, в любое время и оштрафовать безбилетника. В конфликтной ситуации на помощь придут сотрудники МВД.
Эффективная система контроля сохранила транспортную привычку людей платить за проезд. Более того, если вы войдете в автобус, то увидите, что пять пар глаз пассажиров смотрят на вас, приложите ли вы проездной к валидатору и какая стрелочка там загорится.
Контролеры у нас не прячутся под фуражками, не носят черное пальто. Они ходят в форменной одежде. И дают немного времени той небольшой группе людей, которая не успела или забыла оплатить проезд, исправиться. Два процента безбилетников – это действительно мало. Наша модель – одна из самых эффективных в стране.