
Считаем звезды со Смольным: гостиничный рынок Петербурга готов к новым проверкам

Законодательное собрание Санкт-Петербурга еще не до конца одобрило законопроект, обязывающий Комитет по развитию туризма следить за звездностью объектов размещения, однако Северная столица уже готова к переменам. В этом «Петербургский дневник» заверили и комитет, и классификаторы, и сами отельеры.
Всего пара слов
Речь идет о внесении изменений в закон «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге».
«Мы исправим всего пару слов, однако это повлечет за собой масштабные изменения в регламентации всех объектов размещения», – сказала одна из авторов законопроекта, депутат петербургского парламента Ирина Иванова.
Главное изменение заключается в расширении полномочий Комитета по развитию туризма Петербурга: с сентября его сотрудники должны будут следить, чтобы указанная звездность объекта размещения совпадала с реальным положением дел.
«Это нужно для того, чтобы у пятизвездочной гостиницы действительно был сервис на пять звезд. Если проверка Комитета по туризму покажет, что качество отеля не соответствует количеству звезд, то объекту размещения будет грозить приостановка деятельности и закрытие через суд», – пояснила Ирина Иванова.
В Комитете по развитию туризма рассказали «Петербургскому дневнику» о том, что уже создали специальный отдел контроля для проверки объектов размещения.
«Сотрудники отдела контроля могут проверять отели на предмет их соответствия типу и категории, указанным в реестре классифицированных средств размещения. На данный момент в отделе пять сотрудников, все они имеют опыт контрольной, надзорной деятельности, который получили в период применения в Петербурге курортного сбора», – сообщила пресс-служба комитета.
Сотрудники отдела контроля будут лично выезжать в гостиницы, чтобы провести обследование, причем «без привлечения самих работников инспектируемого объекта».
Пока так
Согласно федеральному закону №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и постановлениям правительства РФ №1951, №1952, №1953 от 27 декабря 2024 года, звездность объектов размещения оценивают только одобренные Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) компании.
«Для начала объект размещения, желающий получить звездный статус, должен пройти самоидентификацию на сайте Росаккредитации, заполнив все необходимые данные в личном кабинете. После нужно скачать мобильное приложение, внести нужную информацию и загрузить фотографии объекта. После руководство гостиницы может выбрать одну из аккредитованных Росаккредитацией компаний», – рассказала Анна Сомова, руководитель Центра консалтинга и классификации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.
Руководитель аккредитованной организации по классификации гостиниц «Звезды Отелям» и член экспертного совета Федерации рестораторов и отельеров России Лилия Биткулова добавила, что право оценивать объекты размещения дается «не раз и навсегда, а всего на три года».
«Если по истечении этого срока компания намерена продолжать деятельность по классификации объектов размещения, то нужно вновь обращаться в Росаккредитацию и подтверждать компетентность работающих в компании экспертов», – сказала она.
Внимание к деталям
Классификацию гостиниц аккредитованная компания начинает с проверки документов, а после специалисты выезжают непосредственно на объект.
«Мы действуем открыто, никаких «тайных покупателей». Просто отправляем на объект одного или нескольких экспертов – зависит от размера и желаемой звездности объекта. Чем выше звездность, тем больше нужно проверить. И наш эксперт по требованиям из постановлений правительства РФ №1951 на месте оценивает, на сколько звезд может претендовать гостиница», – рассказала Анна Сомова.
Чем выше звездность объекта, тем больше к нему требований.
«Мы проверяем все номера, а также инфраструктуру объекта размещения. Чем выше желаемая звездность, тем больше требований именно к инфраструктуре, поэтому мы оцениваем парковку, лобби, тренажерный зал, сауну и так далее. В высококлассных гостиницах также, например, должны быть конференц-залы. В наши обязанности входят осмотр, фотофиксация, составление протоколов и актов осмотра», – рассказала Анна Сомова.
Требований к гостиницам разных категорий великое множество, да и грань между звездностью может быть весьма тонкой. Например, пятизвездочные объекты размещения обязаны подавать гостям минимум одну ежедневную местную или региональную газету. Правда, если в регионе нет СМИ, то требование снимается. В номерах четырех- или пятизвездочных гостиниц постельное белье должно быть только из натуральных тканей: лен, хлопок и шелк. В шкафу каждого номера объектов размещения такого класса должно быть не менее семи полок. А, например, USB-розетка для зарядки мобильных устройств рядом с письменным столом должна быть в номерах гостиниц начиная с трех звезд. Даже размер зеркала имеет значение.
«Часть требований очевидно устарели. Например, кто сегодня пользуется стационарным телефоном? А закон обязывает нас размещать их в каждом номере. Будет здорово, если законодатели пересмотрят этот список. Требования к классификации отелей необходимо пересматривать с учётом тенденций», – считает генеральный директор гостиницы CORT INN St-Petersburg Hotel & Conference center Руслан Сичинава.
Если гостиница не согласна с числом звезд, которые выдал классификатор, то может запросить повторную проверку.
«Если до статуса пятизвездочной гостинице не хватает прикроватных ковриков, то мы без проблем дадим объекту две недели для того, чтобы оные там появились. Но есть проблемы, которые просто так не устранить, например, размер номеров», – сообщила Анна Сомова.
Выездная проверка занимает один-два дня в зависимости от размера объекта, а вот документарная – от того, насколько быстро руководство гостиницы предоставит нужные документы.
«Обычно весь процесс классификации занимает несколько недель», – отметила Анна Сомова.
Раз в три года
Полученные звезды гостиница должна подтверждать каждые три года, а значит, каждые три года проходить точно такую же проверку.
«Чаще всего гостиницы претендуют на такое же количество звезд, которое у них было во время прошлой проверки. Однако бывают случаи, когда за три года гостиницу отремонтировали и повысили уровень сервиса, тогда она имеет право претендовать на большее количество звезд», – сообщила Лилия Биткулова.
Бутик-отель Glinz by Ginza Project открылся 1 июля 2022 года, получив четыре звезды. В этом году руководство объекта размещения надеется сохранить свой статус.
«Мы бутик-отель, и наши гости выбирают нас за современный дизайн, комфортный отдых и превосходный сервис. В связи с этим мы поддерживаем номерной фонд в отличном состоянии и на постоянной основе ведем обучение персонала. Кроме того, мы стараемся находиться в информационном поле и держать руку на пульсе, поэтому уверены, что успешно и с первого раза вновь получим наши четыре звезды», – рассказала генеральный менеджер Glinz by Ginza Project Виктория Борлюк.
Перемены к лучшему
Все игроки гостиничного рынка, опрошенные «Петербургским дневником», рады тому, Комитет по туризму вскоре тоже начнет участвовать в проверке качества их работы.
«Региональная власть должна не просто получать информацию о том, что кто-то проверил какую-то гостиницу, но и сама иметь возможность оценить уровень объекта размещения. Государственные органы должны быть в диалоге с бизнесом, чтобы понимать, кого стоит поддерживать, а кого – нет. Я уверена, что в Комитете по туризму есть нужные специалисты, поэтому я положительно отношусь к поправкам в закон», – сказала Лилия Биткулова.
Руслан Сичинава полагает, что расширение полномочий Комитета по туризму позитивно отразится на отрасли.
«Мне кажется, эти поправки нужны для того, чтобы с рынка ушли недобросовестные компании-классификаторы. Сегодня у нас есть псевдопроверяющие, которые выдают звезды, исходя не из уровня сервиса и соответствия требованиям гостиницы, а от того, насколько вкусным ужином их накормили. Так быть не должно», – считает он.
Виктория Борлюк призывает не рассматривать новый вид проверки как попытку усложнить работу бизнеса. «Это нужно воспринимать как новый способ повысить уровень всего гостиничного рынка», – сказала она.