Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Художественный руководитель театра «Шалом» Олег Липовецкий рассказал о четырех знаковых постановках, которые покажут в Петербурге

С 12 по 16 февраля
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

С 12 по 16 февраля Новая сцена Александринского театра станет площадкой для масштабных гастролей московского театра «Шалом», единственного профессионального еврейского театра в России. В Северной столице покажут четыре знаковые постановки. Художественный руководитель театра Олег Липовецкий рассказал, почему эти спектакли будут интересны всем зрителям, а также поделился творческими планами учреждения.

– Олег Михайлович, в 2021 году была глобальная перезагрузка театра «Шалом». Что изменилось? 

– Изменилось многое, ведь до этого театр восемь лет находился в ремонте. Все сделано благодаря нашей прекрасной команде, которая пришла в театр три года назад. Была осуществлена полная перезагрузка. Мы сделали новый репертуар и выпустили 22 спектакля. Первый из них поставил режиссер из Петербурга Пётр Шерешевский. 

– Трудно ли было начинать все с нуля, когда вы пришли на пост художественного руководителя?

– На тот момент все создавалось заново как на физическом, так и на творческом уровне. Здесь сразу же вспоминается фраза: «У самурая нет цели, только путь». Легко не бывает, я просто встаю и иду заниматься любимым делом. И спектакль, который создается, – лишь шаг вперед. Как говорит известный российский театральный деятель Олег Лоевский: «Театр – это забег на длинную дистанцию». И я с ним полностью согласен. Один день или один спектакль –  ничего не решают. Имеет смысл длинный путь, по которому ты идешь. Скажу, что в театре мы все, надеюсь, горим одной идеей. Наш коллектив – это коллектив единомышленников. 

– Какие основные принципы лежат в основе работы культурного учреждения?

– Миссия нашего театра остаётся неизменной со времён руководства Соломона Михоэлса. «Шалом» – это театр для всех национальностей. Нашими ценностями являются толерантность, добрососедство, борьба с ксенофобией, фашизмом и насилием.  В принципе, само слово «шалом» означает «мир». Это приветствие, которое люди говорят друг другу, когда здороваются. Понятие «шалом» – широкое, оно означает мир между людьми, мир между человеком и Богом, мир между странами.

– Какова ваша философия в отношении выбора репертуара театра?

– Мы постоянно пробуем новое. В нашем театре есть спектакли разных жанров: от сторителлинга и автофикшна до драмы и эксперимента. Также еврейское мировоззрение неразрывно связано с юмором, ведь смех разрушает барьеры, помогает преодолеть страх и сближает людей. Когда человек смеется, он открывает свое сердце, что создает идеальные условия для обсуждения самых серьезных тем.

Кроме того, наш репертуар отличается от других драматических театров Москвы тем, что мы стремимся выбирать работы, которые, во-первых, соответствуют нашей миссии и, во-вторых, открывают возможности для актеров нашей труппы. Мы отдаем предпочтение произведениям разных народов, не ограничиваясь только еврейской литературой.

– Присутствуют ли элементы идиша и иврита в спектаклях?

– Конечно, мы включаем идиш и иврит в наши спектакли, но только когда это уместно. Стараемся сделать все понятным и интересным для широкой аудитории. Я придерживаюсь мнения, что язык должен быть живым и передавать художественные образы, а не только формально звучать. Если мы осознаем, что использование языка критически важно для спектакля, то, безусловно, будем использовать. Наша цель – создать атмосферу, в которой язык станет неотъемлемой частью художественного восприятия, обогащая спектакль и усиливая его эмоциональное воздействие.

– Реализует ли театр дополнительные проекты и инициативы?

– Да, в этом направлении мы тоже работаем. Например, в прошлом году проходил конкурс по текстам Танаха. Драматурги писали пьесы. Всего было отправлено 50 работ. Мы выбрали несколько пьес и передали их режиссерам. Они, в свою очередь, сделали спектакли. Из этих эскизов в наш репертуар вошли две постановки: «Обычная человеческая история» Ярослава Жевнерова и «Голиаф» Саши Золотовицкого.

В этом году мы планируем запустить Лабораторию пуримшпиля. Пуримшпиль – это народное карнавальное представление, с которого началась история еврейского театра. Мы хотим организовать конкурс, основанный на древних текстах, а именно озорных инсценировок событий. Возможно, можно будет создать и новые произведения. После чего из этих материалов могут возникнуть спектакли.

– Какие интересные постановки ожидать зрителям в следующем театральном сезоне?

– Мы откроем следующий сезон спектаклем по классической пьесе «Натан Мудрый» Лессинга в постановке Петра Шерешевского. Кроме того, в нашем театре пройдет спектакль петербургского режиссера Яны Туминой «Король Лир» по одноименному произведению Шекспира. Также мы выпустим премьеру «Петля и камень в зеленой траве» по роману братьев Вайнеров. Еще нас ждет пьеса «Лисистрата» Аристофана в моей режиссуре.  

– Команда «Шалома» привезла в Северную столицу четыре спектакля. Два из них – «Исход» и «Поезд жизни» – впервые будут представлены здесь. Почему именно эти спектакли были выбраны?

– Спектакли наиболее широко представляют направления и спектр творчества театра «Шалом». Два из них публика уже хорошо знает. Первый – музыкальная комедия абсурда в стиле Эмира Кустурицы «Жирная Люба» (12+). Постановка сделана в коллаборации с «Театральным проектом 27». В основе сюжета – трогательная и остроумная история об открытиях и сложностях, которые возникают на пути каждого растущего человека: первой влюбленности, первых друзьях и врагах, о стыдных и неловких моментах подростковой жизни. Раз в месяц спектакль проходит в Северной столице с большим успехом, поэтому мы решили его включить в гастрольные планы. Второй – «Моня Царкес – знаменосец» (16+). Спектакль два раз проходил в Петербурге: один раз на фестивале «Балтийский дом», другой – на фестивале «Пять вечеров». Он рассказывает о том, как оставаться собой в самых невыносимых условиях. О жажде жизни и о том, что её ценность не зависит от национальности, религии, социальной принадлежности или физических и ментальных отличий человека.

Помимо известных постановок, будут представлены ещё два спектакля. «Исход» (18+) Петра Шерешевского – эта история о прощении, принятии и свободе вопреки обстоятельствам, а также о внутренней эмиграции, поиске себя и о том, что невозможно забыть. Постановка предлагает интересный взгляд на современного человека. Второй спектакль – «Поезд жизни» (16+). Мы выбрали его, поскольку петербургская публика хорошо знакома с режиссером Галиной Зальцман. В этом спектакле участвует множество артистов разных поколений. Он повествует о том, как евреи, чтобы избежать отправки в концлагеря во время Второй мировой войны, решили ради спасения депортировать себя сами. Постановка подойдет тем, кто способен смеяться над абсурдом реальности. 

– В чем, по вашему мнению, заключается роль театра в обществе сегодня?

– Театр – это единственное место, где встречаются люди разных социальных статусов. Искусство может способствовать диалогу между различными культурными и этническими группами.