Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В ТЮЗе состоялась премьера спектакля о судьбе актрисы Ирины Соколовой

Его поставил режиссер Геннадий Тростянецкий
Фото: предоставлено пресс-службой ТЮЗа

В ТЮЗе имени А. А Брянцева состоялась премьера спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины». Он стал первым событием в череде мероприятий, которые пройдут в честь юбилея легенды театрального Петербурга.

Сама Ирина Соколова, которая тоже занята в этом спектакле, признается: «Жизнь всегда, как зебра, полосатая. Но не могу сказать, что было много каких-то огорчений. И дети потрясающие, и родители, которым я безумно благодарна за всё. Я очень счастливая».

Соединить поколения

Этот особенный спектакль – результат совместного творчества Ирины Соколовой и Геннадия Тростянецкого. Актриса сама выбрала этого режиссера. С ним она работала в БДТ над постановкой «Время женщин» и именно с ним хотела создать спектакль, который будет соткан из реальных эпизодов ее жизни и фрагментов спектаклей с ее участием.

О них напоминают черно-белые фото в программке. Они как будто возвращают в те времена, когда Ирина Соколова в амплуа травести, а иногда даже старухи, которых она начала играть еще в 30 лет, выходила на сцену в легендарных спектаклях: «Радуга зимой», «Жила-была девочка», «Бонжур, месье Перро!», «Не уходи никогда!», «Весенние перевертыши», «Тимми, ровесник мамонта» и других.

Сегодня эту эстафету подхватили юные Татьяна Алпатова и Софья Шершнёва, для которых эти роли оказались в ТЮЗе первыми.

«Конечно, мы очень волновались, на все десять баллов, если брать по шкале от одного до десяти. Но разве можно переиграть легендарную Ирину Леонидовну?» – говорят девушки.

Именно поэтому те эпизоды, которые им доверил режиссер, они представили совсем в иных жанрах и блестяще справились со своей задачей.

«Мы многое открыли для себя, больше узнали о том времени. И надеемся, что в нашем спектакле нам удастся соединить поколения», – отмечают юные актрисы.

Выразительное молчание

На долю заслуженной артистки России Натальи Боровковой выпала непростая задача – сыграть бабушку Ирины Соколовой, которая была настоящим стержнем семьи. Не случайно ее называли «генералиссимус».

Начальный монолог актрисы, по сути, моноспектакль, держит в напряжении все двадцать минут и задает ритм всему последующему действию.

Наталья Боровкова признается, что со своей героиней она однажды встречалась в реальной жизни. А вот с Ириной Соколовой они идут рука об руку уже очень давно.

«Жизнь свела нас с давних время. Идем все время рядом, я ее чувствую, она, надеюсь, меня тоже. Ирина обладает одним удивительным качеством – она умеет молчать. Это дано немногим. Ее молчание выразительно», – делится Наталья Боровкова.

Главное – зрители

В основу спектакля легли долгие разговоры актрисы и режиссера, архивные документы и ее воспоминания. Но то, что представлено в спектакле, – лишь одна сотая того, что хотелось бы показать.

Для постановки выбраны наиболее драматичные, подчас трагичные, но всегда реальные эпизоды. И даже они полны улыбки и юмора, без чего невозможно представить себе творчество Ирины Соколовой.

«Наш спектакль о жизни и судьбе актрисы, встреча с которой навсегда остается в памяти тех, кто видел ее на сцене или просто случайно оказывался рядом», – считает Геннадий Тростянецкий.

Сама Ирина Соколова признается, что счастлива работать в ТЮЗе с его замечательными артистами. Но главное, говорит она, – это, конечно, зрители.

«Так и напишите: если бы не было зрителей, не было бы и меня», – ставит точку народная артистка России.