Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

«Дело, видно, не в «тетушках»: за могилой знаменитой детской писательницы Лидии Чарской до сих пор ухаживают читатели

Ее пытались предать забвению, но талант оказался сильнее времени и политической конъюнктуры
Фото: общественное достояние

31 января исполняется 150 лет со дня рождения русской детской писательницы и актрисы Лидии Чарской. «Петербургский дневник» рассказывает о ее непростой судьбе и почти детективной истории с поисками ее могилы.

СИРОТА ИЗ БЛАГОРОДНЫХ

В Петербурге в семье прикомандированного к Николаевской Инженерной академии поручика лейб-гвардии егерского полка Алексея Александровича Воронова и жены Антонины Дмитриевны Крахоткиной в 1875 году родилась девочка. Назвали ее Лида. Позже в своей автобиографической повести «За что?» Чарская напишет, что её мать Антонина умерла при родах и она воспитывалась сёстрами матери. Когда Лидии исполнилось 11 лет, ее отправили на обучение в Павловский институт благородных девиц (ныне Гимназия № 209). А ее отец женился на своей двоюродной сестре Анне Вороновой. В Павловском институте Лидия провела семь лет. И именно впечатления об институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Она с 15-летнего возраста вела дневник, который частично сохранился и отрывки из которого были изданы как её первая книга «Записки институтки».

ВСЯ ЖИЗНЬ – ТЕАТР И ЛИТЕРАТУРА

В августе 1897 года Лидия подала прошение о приёме на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское театральное училище. На третьем курсе, играя в экзаменационных спектаклях в Михайловском театре, она впервые начала использовать фамилию-псевдоним Чарская (от «чары», «очарование»). В сентябре 1900 года была утверждена неклассным художником на действительной службе в Императорских театрах. Окончив курсы спустя год, она поступила в Александринский театр, в котором прослужила до 1924 года. Но платили в театре не очень много. И поэтому Лидия занялась литературой. Печататься стала под своим сценическим псевдонимом.

Уже первая книга – «Записки институтки» – принесла Чарской необычайный успех. В 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведённым опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %), Тургенева (12 %).

Всего за 20 лет у нее вышли 80 повестей, 20 сказок, 200 стихотворений.

«УБИТЬ» ЧАРСКУЮ

Однако после Октябрьской революции Чарская, как и многие писатели дворянского происхождения, попала под запрет, а её книги были причислены к бульварной литературе.

Ей с большим трудом удалось опубликовать 5 маленьких книжек для детей под псевдонимом «Н. Иванова». Какое-то время она работала в журнале «Новый Робинзон» с Самуилом Маршаком. Но сотрудничество было недолгим. Как вспоминала сама Чарская: «Маршак говорил, что я сквожу». Имелось в виду то, что как бы писательница ни старалась писать новую советскую литературу и укрываться под новым псевдонимом, стиль выдавал в ней ту самую Лидию Чарскую, любимую уже не одним поколением девочек.

В 1924 году она ушла из театра и жила на актёрскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадно критиковавшим ее творчество Корнеем Чуковским.

Сам он с возмущением записал в своем дневнике: «Ей [Чарской] до сих пор не дают пайка. Это безобразие. Харитон получает, а она, автор 160 романов, не удостоилась».

В то же время в советских школах устраивались «показательные суды» над Чарской, а книги ее попали под запрет как буржуазные и изымались из библиотек.

В 1933 году Надежда Крупская выразила протест против запрета на книги Лидии Чарской, считая, что так интерес к ним только подогревается. Она была недалека от истины. По меткому заявлению Самуила Маршака: «Убить» Чарскую, несмотря на её мнимую хрупкость и воздушность, было не так-то легко».

Критик Елена Данько всего год спустя после заявления Крупской приводила такие данные: «Судя по анкетам, книги Чарской читают пионеры – дети рабочих, служащих, военнослужащих, научных работников (40 читателей-пионеров 40-й школы). Мы знаем, что школа и пионербаза успешно нейтрализуют влияние отсталой семьи на другие стороны жизни школьника. Дело, видно, не в «тётушках»… Школьница пишет заметки в стенгазету, организует соревнование в школе и пионеротряде, и она же простодушно вписывает в графу «самых интересных книг» своей анкеты – «Жизнь В. И. Ленина» и… повести Чарской (дев. 12 лет, рабоч.)...»

Фото: коллаж/ «Петербургский дневник»

ДОЖИВАЛА В БЕДНОСТИ

Корней Чуковский не случайно хлопотал о пенсии. Но даже этой самой «пайки» не хватало. И жила некогда знаменитая писательница после революции очень бедно.

«В квартире ничего не было, стены пустые. Чарская давала детям читать свои произведения – но не книги, а рукописи. Книг никаких в квартире не сохранилось, в том числе и собственных. Была она очень худая, лицо просто серое. Одевалась по-старинному: длинное платье и длинное серое пальто, которое служило ей и зимой, и весной, и осенью. Выглядела и для тридцать шестого года необычно, люди на неё оглядывались. Человек из другого мира – так она воспринималась. Была религиозна, ходила в церковь, по-видимому, в Никольский собор. А по характеру – гордая. И вместе с тем – человек живой, с чувством юмора. И не хныкала, несмотря на отчаянное положение. Изредка ей удавалось подработать – в театре в качестве статистки, когда требовался такой типаж», – вспоминал писатель Владимир Бахтин.

Сама писательница рассказывала знакомым о своем бедственном положении так: «…я третий месяц не плачу за квартиру…и боюсь последствий. Голодать я уже привыкла, но остаться без крова двум больным – мужу и мне – ужасно…»

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМЕНИ

В круг детского чтения уже в современной России Лидию Чарскую вернула литературовед, доктор филологических наук профессор Евгения Путилова (1923-2018). Она случайно наткнулась на ее произведения, изучая подшивки журнала «Задушевное слово», и написала о Чарской первую после долгого перерыва статью. А позже составила и ее первый сборник и написала к нему предисловие. Путилова отмечала: «Герои Чарской часто остаются одни – маленькие, беспомощные, в недобром мире. Их ждут тяжелые испытания, но они не отступают от истины, не предают. Сердце маленького героя остается верным – и побеждает. Лучшая повесть Чарской – «Княжна Джаваха». Там говорится, что героиня была похоронена на Новодевичьем кладбище, и люди искали ее могилу, они верили, что Нина Джаваха существовала в действительности!»

ПОЧТИ ДЕТЕКТИВ

История с поиском могилы Лидии Чарской стала практически мистическим совпадением с поиском могилы Нины Джавахи. С одной только разницей – подлинное захоронение писательницы удалось найти на Смоленском кладбище в Петербурге.

Ранее во многих источниках сообщалось, что Чарская умерла в Адлере и похоронена на Православной улице в Сочинском районе. А в Северной столице, якобы, находится лишь кенотаф.

Однако Евгения Путилова отмечала, что Лидия Чарская как в силу своего социального положения, так и в силу своего здоровья физически не могла выехать из города и умерла именно в Ленинграде в 1937 году.

Ей было лишь немного за шестьдесят. Тело писательницы обнаружили спустя несколько дней после ее смерти. В квартире не было ничего, а на рваных обоях был записан телефон писателя Михаила Зощенко. Вероятно, он тоже хоть как-то пытался помогать Лидии Чарской.

Писательница, по словам Путиловой, была похоронена двумя соседками на Смоленском кладбище. Примечательно, что позже замглавы Сочи Анатолий Рыков подтвердил догадку исследовательницы детской литературы и заявил, что в могиле на Православной улице упокоилась полная тёзка Чарской, а никаких данных о её захоронении в Адлере в документах музея Адлерского района нет.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

ПОД ОХРАНОЙ ГОСУДАРСТВА И ЧИТАТЕЛЕЙ

Евгения Путилова рассказывала, что, когда удалось обнаружить могилу Чарской на Смоленском кладбище, она записала ее на себя, чтобы захоронение не пропало, передав свои паспортные данные в администрацию кладбища. Однако самой Евгении Путиловой не стало в 2018 году. Но переживать о судьбе захоронения не стоит. Как рассказали «Петербургскому дневнику» в Специализированной службе по вопросам похоронного дела, сейчас могила знаменитой детской писательницы признана памятником культуры федерального значения и находится под охраной государства.

В Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) «Петербургскому дневнику» сообщили, что могила писательницы была зарегистрирована в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под № 781510196970036 приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 октября 2015 года.

«Могила находится в восточной части кладбища на Рождественской дорожке. Надгробие – типовая раковина из бетона и мраморной крошки с ажурным четырёхконечным чугунным крестом. На средокрестье укреплён овальный фотопортрет на эмали с текстом: «Чарская Л. А. 1875 – 1937». Надгробие установлено на земляной площадке, обнесённой металлической оградой. Эксплуатацию и содержание кладбища обеспечивает Санкт‑Петербургское государственное казённое учреждение «Специализированная служба Санкт‑Петербурга по вопросам похоронного дела». Какие-либо заявления, документация на проведение работ по сохранению захоронения, а также обращения в отношении захоронения до настоящего времени в КГИОП не поступали», – сказали там.

Также в КГИОП добавили, что в 2021 году комитетом было проведено обследование состояния и фотофиксация могилы Лидии Чарской и составлен соответствующий акт.

Однако охраняет могилу писательницы, любимой многими поколениями девочек, не только государство. По словам некрополиста и исследователя Смоленского кладбища Вячеслава Савицкого, на могилу Лидии Чарской до сих пор приходят поклонники ее творчества. Они же приводят захоронение в порядок и следят за ним.

Фото: общественное достояние