Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Ирина Шарапова: «Классическая музыка нужна всем»

Классику способен оценить каждый слушатель, а словосочетание «современная музыка» не должно повергать публику в шок. В этом уверена заслуженная артистка России профессор Консерватории Ирина Шарапова
Фото: Дарья Иванова / «Петербургский дневник»

– Ирина Александровна, в этом сезоне вы представили не совсем типичный для вас абонемент – «Вокальные вечера. Метафизика пения» (6+). Откуда такое необычное название?

– Дело в том, что даже при самом детальном знании секретов музыкальной профессии иначе, чем метафизически, некоторые явления, особенно в вокале, все равно не объяснить. Мне хотелось, чтобы каждый вечер открывал для слушателей то непознаваемое, что всегда присутствует в музыке всех эпох и стилей. И форма абонемента как раз и дает возможность обозрения в одном потоке самых разных жанров и явлений. А пение само по себе не сводится к опере или романсу, оно изначально всежанрово. И мне хотелось это показать.

– Всего в абонемент, который стартовал в сентябре, входит восемь концертов, восемь попыток «постичь непостигаемое» на самом разном материале. Расскажете о них подробнее?

– Первый концерт назывался «Голос вечности». В него я включила сочинения тех композиторов, что были и будут всегда, – Шуберта, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова… Заканчивалось все «Богемской рапсодией» Фредди Меркьюри, потому что я не делаю разбивки на жанры, в каждом есть вечное и нетленное.

Второй концерт был, как сегодня говорят, интерактивным. Он был проведен в форме конкурса молодых певцов на приз зрительских симпатий, который назывался чудесной строкой из Бальмонта – «Кто равен мне в моей певучей силе». В антракте зрители голосовали и выбирали, на их взгляд, лучших. И их выбор среди равно молодых, талантливых, голосистых (кстати, совершенно справедливый) как раз и продиктован метафизическими моментами. «Звездная повседневность» – третий концерт. Мне хотелось рассказать, как создаются великие роли. И о том, что жизнь у звездных исполнителей совсем не проста: уроки, репетиции, спектакли. Это очень жесткий режим и тяжелый труд.

– Концерт, который состоится сегодня, 29 января, называется «Было. Есть. Будет… Вокальная музыка сегодня и завтра». Мне кажется, он имеет какое-то программное значение.

– Да. Я попыталась собрать сочинения современных композиторов: от столпов и истоков сегодняшней композиторской школы – Сергея Слонимского, Бориса Тищенко, Валерия Гаврилина – к следующим поколениям, создающим музыку здесь и сейчас. Мы представим современную музыку всевозможных направлений и с очень разных сторон, объединив представителей непохожих взглядов и течений, чтобы отразить происходящие сегодня процессы в вокальном жанре.

Откроет концерт Антон Танонов – ученик Сергея Слонимского, он сейчас возглавляет кафедру композиции в нашей Консерватории. Думаю, что значимость творчества Слонимского все определеннее утверждает время и творчество его учеников. Самое младшее поколение представит Семен Заборин.

Очень интересно наблюдать, как ярко и разнообразно развиваются различные линии. От Бориса Тищенко – Светлана Нестерова и Леонид Резетдинов, рядом – верные адепты Валерия Гаврилина – Игорь Рогалев и Игорь Воробьев.

Я очень хочу, чтобы словосочетание «современная музыка» не повергало публику в ужас еще до опыта слушания. Это заведомо несправедливо! Я хочу, чтобы люди после концерта сказали: «Да, это прекрасно, а мы и не знали!..» И очень рассчитываю на эффект замечательных сочинений, включенных в этот концерт.

– А чьи стихи выбирают для своих произведений современные композиторы?

– Интересно, что в последние десятилетия в сфере романса вновь обозначился огромный интерес к поэзии Серебряного века. Здесь прозвучат стихи Ивана Бунина, Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Велимира Хлебникова, Михаила Кузмина. Наряду с ними – Арсений Тарковский, Борис Корнилов, Иосиф Бродский и – редкость – Корней Чуковский.

Очевидно, что этот поэтический круг сложился не случайно. Он говорит о многом, что, конечно, заслуживает особого анализа. Композиторы выбрали стихи, созвучные себе. А для этого знать поэзию мало, надо, чтобы она в тебе жила и отзывалась на внутренний запрос.

– Один из следующих концертов называется «Инстинкт мастерства». Какова его тема?

– Он имеет подзаголовок «Учителя и ученики». Здесь прозвучат голоса ведущих российских певцов и их учеников. Это очень важная тема, ведь в музыкальном мире первый вопрос: как тебя зовут? А второй: у кого ты учился? Каким-то непостижимым образом не только творческие принципы, но и личность педагога впечатывается в ученика. И сколько бы времени их ни разделяло – это слышно.

Мы произвели рокировку, этот концерт будет в апреле, а в феврале – «Лики и сущности. От Синатры до Меркьюри» – о метафизике джаза и рока. Очень важный концерт в мае – «Песни войны и мира». К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне». Как символ нашей истории прозвучат мелодии 1940-х годов – незабываемые, гениальные, абсолютно народные. Здесь на высочайшую ступеньку я ставлю Исаака Дунаевского, которого считаю гением невероятных масштабов. Дмитрий Шостакович, как и многие, называл его «Дуня» и говорил: «Знаешь, Дуня, мое имя знает вся страна, а музыки не знает никто. А твою музыку знает вся страна, а тебя не знает никто…»

Это, разумеется, шутка, но… Венчать цикл в июне будет концерт «Ничто человеческое…». Прозвучат сцены из искрометных комических опер Россини, Доницетти, Мусоргского, Прокофьева.

– Ваши абонементные концерты, которые часто напоминают артистические салоны, очень популярны у публики. А что это дает вам?

– Для меня это возможность поделиться с публикой поистине великой музыкой, представить великолепных исполнителей, рассказать какие-то сведения, помогающие уловить сущность, и найти отклик в душе каждого. Это главное.

– Как у вас получается этого добиться?

– Это была моя изначальная цель, когда я еще много лет назад только-только начинала проект. Я всегда хотела разрушить ту стену, что порой возникает между залом и сценой, помочь слушателю в мировой безмерности выдающейся музыки ощутить эти мгновения абсолютно неизъяснимого душевного и культурного единения.

Вот сейчас говорю и думаю: а может, это и не нужно? Но как же тогда необоримое стремление поделиться?! Представить нового певца, помочь услышать в музыке то новаторское и ценное, чего еще никто не слышал, и сделать это всеобщим достоянием. Коснуться каждой души, чтобы сказать: «Послушайте, как это прекрасно!» В этом, наверное, я и видела смысл таких абонементных концертов с комментариями.