Яндекс.Метрика
  • Анастасия Белогурова

Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда пополнил коллекцию новыми произведениями

К годовщине со дня освобождения города
Фото: Анастасия Белогурова/ «Петербургский дневник»

К 81-й годовщине со дня освобождения города Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда пополнил коллекцию изобразительного искусства новыми произведениями.

В музее хранятся не только предметы быта, связанные с блокадой, но и произведения изобразительного искусства: живопись, графика и разнообразная скульптура – мелкая пластика и крупные работы. И это тоже очень важная часть собрания.

«У нас есть работы, созданные не только в годы блокады, но и современными художниками. Их рефлексия нам тоже очень интересна. Годы спустя все они, пропуская историю через призму своего восприятия, дают нам важный отклик. Блокадная тема проверяет тебя: твое моральное, интеллектуальное и душевное состояние», – отмечает главный хранитель Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Анна Савельева.

Фото: Анастасия Белогурова/ «Петербургский дневник»

СТЕРЕОЭФФЕКТ

Среди новых поступлений – триптих Валерия Обедкова «Художники ЛенТАСС» 1978 года.

«Автору, по его словам, хотелось добиться этакого стереоэффекта – присутствия нас, сегодняшних, с ними, жителями блокадного Ленинграда, – рассказывает хранитель музейных ценностей фонда изобразительного искусства Наталья Васильева. – Боялся Валерий Обедков только одного – пафоса. Поэтому он постарался показать простых людей в один день из череды блокадных будней».

В музей поступают работы и от авторов, которые не получили систематического образования. Например, «Блокадные художники». Автор картины – ребенок блокады Петр Сафронов, родившийся в Ленинграде в 1930 году.

«Петр Сергеевич сам все пережил и через много лет обратился к этой теме. Он всю жизнь мечтал быть художником, но образование пришлось получать более надежное, – добавляет Наталья Васильева. – Однако Сафронов постоянно посещал курсы по живописи и мечту не оставлял».

Именно рисование помогло Петру пережить то нелегкое время. Он помнит, как сидел в холоде и постоянно рисовал: и не что-нибудь, а иллюстрации к сказкам Пушкина или басням Крылова. Ребенок на переднем плане картины, укутанный в шаль и держащий в руках карандаш, – это и есть сам Петр Сафронов.

Фото: Анастасия Белогурова/ «Петербургский дневник»

РУКИ МАТЕРИ

Пока литературные произведения спасали маленького мальчика, погружая в волшебный мир и помогая забыть о голоде и холоде, снаружи медленно и методично уничтожали реальный мир и его культурное наследие – дворцы, церкви, соборы. Да и обычными домами не гнушались.

Об этом свидетельствуют графические работы – например, триптих «Фашистский артобстрел Ленинграда» Сергея Смыслова. Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Нарвские ворота – все с разметкой и под прицелом.

«А это керамическая композиция «Воздушный налет» нашей современницы Аллы Писаревой. Ее мама 16-летней девушкой пережила блокаду: ходила за водой, гасила зажигательные бомбы и нянечкой работала в госпитале», – продолжает рассказ хранитель музейных ценностей фонда изобразительного искусства.

Тетя Аллы Писаревой работала врачом на госпитальном корабле «Андрей Жданов» – оперировала под артобстрелами. И потеряла во время блокады ребенка.

«Все личные переживания близких ей людей переплавились в это произведение. Удивительное. Здесь показана молодая мать, защищающая своего ребенка. Они пришли за водой, и тут же начался обстрел – спрятаться негде, бежать некуда. Кругом лед и холод. Что может защитить ребенка? Только руки матери», – поясняет Наталья Васильева художественную идею скульптуры.

ФАКТ:

По поручению президента России Владимира Путина город подготовил масштабную концепцию развития Музея обороны и блокады Ленинграда. Об этом ранее сообщил губернатор Александр Беглов.