Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Александра Победоносцева: «40 минут – о блокадном Ленинграде и стойкости духа»

В Петербурге состоялась премьера монооперы «Ёлка» (12+)
Фото: предоставлено пресс-службой Филармонии для детей и молодежи

Ее сюжет основан на сказке Андерсена. Режиссер Александра Победоносцева рассказала, как ей удалось перенести трагическую историю ребенка в условия блокадного Ленинграда.

– Александра, помогает ли культурный язык осмыслить трагедии прошлого? И как камерная моноопера «Ёлка» может повлиять на молодое поколение?

– Художественное слово всегда предполагает иносказательность, а театр является условным видом искусства, которое позволяет глубже понять человеческие эмоции и переживания. Я считаю, что через культуру можно показать не только личные трагедии, но и исторические события. Камерная моноопера «Ёлка» Владимира Ребикова была написана больше ста лет назад на сюжет Ганса Христиана Андерсона «Девочка со спичками». К слову, есть еще рассказ у Федора Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Оба сюжета были взяты за основу нашей постановки. Произведения рассказывают о детях, которые проводят ночь в канун главного зимнего праздника на улице. Из-за равнодушия мира и людей герои погибают от холода и голода. Но в нашей версии сюжет перенесен в блокадный Ленинград. Таким образом, мы масштабируем эту проблему и говорим уже о трагедии русского народа.

– Кто стал основными участниками проекта и какова их роль в моноопере?

– В спектакле приняли участие артисты Филармонии для детей и молодёжи. Очень открытые к новым идеям ребята. Главные роли исполнили солистки этого же учреждения – Любовь Райская и Надежда Вазагова.

Кроме того, в проекте участвовали дети сотрудников филармонии, которые по собственному желанию присоединились к проекту: 8-летняя девочка, 7-летний и 11-летний мальчики. Они появляются в сценах неких видений главной героини. У Ганса Христиана Андерсона в рассказе девочка при зажигании спички переносилась в фантазии, где ее мама жива и ей тепло. От этих представлений она грелась не только физически, но и эмоционально.

В нашей постановке происходит что-то похожее: девочка зажигает спичку и видит праздничный пирог. Она начинает фантазировать. Возможно, что эти грёзы девочка видит из-за холода и голода. Зритель должен сам решить, что происходит на самом деле. В этот момент звучит вальс Ребикова, который сделал оперу известной. На сцене появляется ёлка, и все сидят за столом, будто это мирное время.

Музыкальное сопровождение спектакля включило соло на рояле Любови Брилевской, а также скрипичный квартет Симфонического оркестра «Таврический». Они создают камерную, но эмоционально насыщенную атмосферу, где каждый звук и каждая деталь работают на усиление драматической глубины произведения.

– Какие идеи или чувства вы хотели передать зрителям, связывая авторские рассказы с реальностью того времени?

– Основная идея заключается в том, что благодаря подвигам людей, живших в блокадном Ленинграде, город был сохранен. Граждане, преодолевая холод, голод и отсутствие электричества, продолжали трудиться на благо своей Родины. Они проходили пешком длинные расстояния и работали на заводах, отправляли продукцию, что сделало возможным наше нынешнее существование в этом городе. Важная мысль: благодаря подвигу многих людей сегодня мы можем общаться по телефону, наслаждаться любыми тортами, убирать крошки со стола и просто жить, растить детей, слушать музыку и радоваться каждой мелочи. Поэтому необходимо помнить о том горе, которое они переносили. Об этих подвигах следует рассказывать и через 60 лет. Когда я стану бабушкой, то буду рассказывать своим внукам о том, что мой дед прошел войну, он был летчиком-истребителем.

Цель спектакля «Ёлка» – донести важные идеи, оставляя у зрителей легкую грусть после просмотра. Мы хотим, чтобы посетители задумались о том, что жертвы людей не были напрасны.

– Какие техники и практики оказались наиболее эффективными в процессе создания постановки?

– Изначально я приверженец методики Константина Станиславского, который учил долго представлять себя в образе персонажа, а затем уже перевоплощаться. Это позволяет изменить пластику исполнения. Но Всеволод Мейерхольд имел противоположный подход: сначала он предлагал создавать пластические этюды, а затем понимать суть персонажа через движения. В моей практике я впервые применила метод Мейерхольда, создавая пластику героя, что помогает артисту осознать внутренний мир персонажа. Поэтому постановка «Ёлка» для меня это эксперимент.

В своей работе я опиралась на хроники блокадного Ленинграда. За основу взяла момент, где люди, склонясь, передвигались очень медленно. На самом деле это было вызвано физическим состоянием тела в таких суровых условиях. Поэтому перед репетицией мы несколько дней просто практиковали медленную ходьбу. И это было просто невероятно, потому что люди приходили на репетицию одни, а уходили уже другие. Они старались передать не только внешнее сжатие, но и внутренние переживания. Сложно было сказать, дойдут ли жители сегодня до своих домов, ведь они могли просто упасть и замерзнуть. Медленный шаг происходит под музыку, которую Ребиков написал в прологе, где девочка идет и ищет людей, которые могли бы ей помочь.

– Есть ли в постановке реальные личностные истории в дополнение к основной сюжетной линии?

– Да. Те самые прохожие, которые, можно сказать, бесконечно идут, благодаря чему создается пластический образ, говорят цитаты детей или подростков блокады. Например: «Моя маленькая сестра попросила ножницы и бумагу. Она стрижет бумажку и говорит, что это карточки». Эти истории я взяла из документов и дневников.

– Какой ещё элемент постановки вызывает наиболее сильную эмоциональную нагрузку?

– Вся постановка в целом создает мощный эмоциональный фон. Однако наиболее ярким элементом, я думаю, можно выделить финал спектакля. Отталкиваясь от ремарок, можно утверждать, что у Владимира Ребикова был написан такой конец произведения: девочка поднимается по лестнице, и её встречают ангелы. Это символизирует её вознесение и уход из реального мира. В нашей версии финал имеет иносказательный смысл: происходит большое застолье, где каждому хватает еды, мама раздает пироги. Мы также добавили в постановку текст: «Хватит всем! Хватит всем!», что еще раз подчеркивает идею о достатке продовольствия. И каждый загадывает свое самое заветное желание. Это светлое завершение спектакля.

Сюжет настолько гармонично сочетается с музыкой Владимира Ребикова, что вызывает у меня мурашки. Особенно впечатляющим было, когда на репетиции артисты передавали друг другу тарелки под эту мелодию, что создавало действительно потрясающий эффект и вызывало атмосферу единства и надежды.

– С какими препятствиями вам пришлось столкнуться при создании монооперы «Ёлка»?

– Мне пришлось немного адаптировать сказку Андерсена «Девочка со спичками». У него в рассказе действие происходит в XIX веке. И, сталкиваясь с трудностями, девочка просила милостыньку. Но так как у нас постановка о блокадном Ленинграде, текст мы поменяли. Герой говорит: «Подайте кусочек хлеба». Это допустимо. Но для меня, как для человека, который окончил консерваторию, менять текст автора было немного психологически больно.

– Как вы видите будущее данной монооперы?

– Моноопера «Ёлка» поднимает значимые темы. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей имели возможность увидеть эту постановку. Я верю, что зрители воспримут её не только как художественное произведение, но и как важную память о прошлом, о чувствах и переживаниях людей в трудные времена. Это произведение может стать стимулом для размышлений и обсуждений, напомнив нам о значимости человечности и взаимопомощи в моменты испытаний. Также спектакль включает в себя потрясающую музыку, которая останется в сердце, и замечательное исполнение артистов.