Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Концепция «Город в городе»: историк архитектуры рассказал, в чем особенность складов Кокоревых

Исторические здания сохранят и включат в объем терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург
Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

В этом году планируется начать строительство Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ-1), которая свяжет Северную столицу и Москву. Власти Петербурга уже утвердили архитектурно-градостроительный облик будущего терминала магистрали, который будет примыкать к основному зданию Московского вокзала.

Как рассказал архитектор Константин Трофимов, в основу концепции заложена интеграция старого и нового: здания складов Кокоревых будут включены в технологию работы современного терминала, а основная часть новых площадей терминала поднята над историческими зданиями, а также платформами.

Единое решение

Напомним, что исторически склады были предназначены для хранения товаров, которые привозили в Петербург из Москвы или перевозили обратно в столицу либо в другие города по железной дороге.

По словам историка архитектуры и искусствоведа Михаила Мильчика, подобных ансамблей, спроектированных по единой концепции, в нашем городе только два – склады Кокоревых и Апраксин Двор.

«Строительство складов Кокоревых началось в 1873 году, после возведения Николаевской железной дороги по проекту архитектора Ивана Мерца. Был задуман большой комплекс, который занимал участок между Николаевской железной дорогой и нынешним Лиговским проспектом. Здесь реализована концепция «Город в городе» со своими улицами, проходами, подъездами и даже площадями. Вскоре к работе над реализацией проекта подключился второй архитектор Михаил Андреев, автор проекта сразу нескольких зданий складов», – рассказывает Михаил Мильчик.

По словам искусствоведа, склады между собой связаны не только с точки зрения функции. Их также объединяет архитектурное решение.

«Склады построены в очень распространённом в то время для промышленных сооружений кирпичном стиле. Для него характерно отсутствие штукатурки на фасадах, то есть мы видим кирпичную кладку, но с богатым декором. Причем в декоре также сохраняется единообразие. Конечно, в советское время здания претерпели изменения, но незначительные. Например, корпус, который сейчас стоит перпендикулярно Лиговскому проспекту,  был оштукатурен», – рассказывает историк архитектуры.

Отметим, что Михаил Мильчик принял участие в разработке архитектурно-градостроительного облика будущего терминала ВСМ как приглашенный эксперт.

Крайне важный проект

Как отмечает урбанист Дмитрий Бумагин, проект ВСМ, благодаря которому между Москвой и Петербургом можно будет перемещаться за 2 часа 15 минут, крайне необходим и важен как для жителей двух столиц, так и для развития российской инфраструктуры в целом.

«В целом я считаю, что на такие знаковые для города объекты должны проводиться открытые архитектурные конкурсы, в которых могли бы участвовать ведущие российские архитектурные бюро и международные специалисты», – сказал Дмитрий Бумагин.

Он отметил, что сама территория достаточно сложная с точки зрения организации подходов пешеходов и подъезда транспорта.

«Мне бы очень хотелось увидеть схему распределения и разделения потоков, потому что для такого объекта транспортной инфраструктуры, как вокзал, это критически важно», – сказал урбанист.